Эссе на тему: Модель СМИ или черты моделей СМИ в современной России - пример выполненной работы
Актуальность темы. Сегодня граждане нашей страны в наибольшей степени обеспокоены выпусками новостей и программ на телевизионных каналах и радиостанциях. СМИ стараются отразить определенные акценты в новостях, выгодные тем или иным политическим силам, задать удобные вопросы в интервью с политическими лидерами, лоббировать ту или иную акцию, внести определенные психологические настроения, а подчас, и вовсе создать панику.Финансовый кризис вскрыл и показал, насколько сегодня СМИ зависят от органов государственной власти и властных структур, от той политики, которую данные органы осуществляют. Актуальность исследования коммуникативного аспекта продиктована, прежде всего, изменением значения коммуникативных процессов и технологий в различных общественных сферах, развитием средств коммуникации, так называемым 'взрывом коммуникации'. Всеобщие процессы технологизации и автоматизации человеческой деятельности обусловили смещение центра тяжести с области производства на управленческую среду. Научно-технический прогресс, позволивший реализовать массовое тиражирование больших объемов вербальной, образной и музыкальной информации, обусловил изменения коммуникативного механизма общества. Конструирование семиотических, знаковых и языковых средств позволило открыть горизонты для искусственно-технического отношения к коммуникации, создания новых ее форм, в том числе массовой коммуникации. Цель исследования: рассмотреть роль средств массовой информации в современной России Задачи исследования: рассмотреть роль СМИ в российском гражданском обществе изучить средства массовой информации как средство политической и культурной манипуляции в рамках трех вопросов: СМИ манипулировании личностью, средства массовой информации в системе культурных предпочтений молодежи, роль СМИ в политической социализации личности. 1.Роль СМИ в российском гражданском обществе .1 Роль СМИ в развитии принципов гражданского общества Процессы политической интеграции и модернизации политической системы России актуализируют идею становления гражданского общества. Основные формы его существования и перспективы развития составляют проблемное поле современной политической науки. Проблема гражданского общества выходит за рамки исключительно теоретического исследования и предполагает изучение реальности. Ниже анализируются возможности института масс-медиа как механизма согласования государственных, общественных, частных интересов и достижения общественного консенсуса в процессе построения гражданского общества. Российская научная рефлексия последнего периода концентрируется на эволюции общественных отношений, связанной с развитием коммуникаций. По определению Д.В. Ольшанского, массовая коммуникация - это особая среда формирования, распространения и функционирования социально-значимой информации, целями которой является воздействие на социальные группы и отдельные личности. Интеграционные процессы в сфере технологии, политики, экономики и культуры обусловили приоритет массового вида социальной коммуникации. Если общая коммуникативная модель имеет трехзвенную структуру: коммуникатор - сообщение - реципиент, то в массовой коммуникации сообщение не имеет конкретного адресата, поскольку посредством СМИ информация найдет своего потребителя в любом случае. В данных отношениях коммуникатор играет активную роль и может создавать виртуальную реальность для аудитории либо создавать ощущение утраты реальности. Отношения между аудиторией и СМИ выстраиваются по сценарию введения в зависимость. С одной стороны, существует объективная заинтересованность масс-медиа в слушателях, зрителях, читателях, с другой стороны, СМИ - главный источник информации для основной массы населения. Общество, состоящее из слоев, классов, страт, создает некие коммуникационные коды. Единство кодов различных социальных групп обеспечивает эффективность коммуникации. СМИ выполняют функцию раскодировки среды, 'поскольку медиа-система настолько гибка, что адаптирована для послания любого сообщения любой аудитории'.