Эссе на тему: Анализ правовых позиций высших судов Российской Федерации о прямом действии Конституции - пример выполненной работы
Принятие Конституции Российской Федерации 1993 года стало началом формирования новой российской государственности, а также новой правовой системы. Важнейшей основой функционирования единого федеративного государства в России является единое правовое пространство, которое обеспечивается верховенством федерального закона, и прежде всего федеральной Конституцией. Общепризнанный принцип всех существующих в мире федераций выражен в знаменитой немецкой формуле: 'Право союза ломает право земель'. Но прежде чем говорить о сущности и механизме обеспечения единства правового пространства в российском федеративном государстве, необходимо уяснить, что же мы будем понимать под 'правовым пространством'? Прежде всего, необходимо отметить, что правовое пространство, выступая социальным явлением, является составной частью существования человеческого общества. По определению, данному И.Н. Барцицем, 'правовое пространство представляет сферу регламентации юридическими нормами моделей правомерного поведения государства, его составных частей и граждан в границах территории данного государства и конкретного исторического времени'. Единое правовое пространство на всей территории России предполагает единую правовую систему. В этой связи можно согласиться с мнением В.К. Самигуллина, осуждающего создание учебников и учебных пособий по конституционному праву отдельных субъектов РФ. Он справедливо отмечает: 'В России одна отечественная правовая система, одна система права, которая, однако, допускает существование различных региональных систем законодательства, формирующихся в пределах конституционно-правовых возможностей соответствующего субъекта РФ'. Конституция РФ исходит из того, что субъекты РФ входят в единую систему федеративных отношений, урегулированную Конституцией и федеральными законами, а проблема заключается в том, чтобы обеспечить соответствие конституций, уставов субъектов РФ федеральной Конституции, тогда и только тогда Федерация может быть стабильной и прочной. В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ установлено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Это конституционное положение конкретизировано в ст. 76 Конституции Российской Федерации: по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие непосредственное, прямое действие на всей территории России (часть 1); вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (часть 4). Конституционно закреплено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иным нормативным правовым актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 5 ст. 76 Конституции РФ). Обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов (п. 'а' ч. 1 ст. 72 Конституции РФ). Требование непротиворечивости законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации федеральной Конституции и федеральным законам лежит в основе любой нормально функционирующей федерации, ибо хорошо известно, что появление всякого жизнеспособного федерализма должно нести в себе унитарную идею, идею единства и целостности государства. Конституционные признаки развивающейся правовой системы Российской Федерации Формирующаяся и стремительно развивающаяся правовая система Российской Федерации характеризуется следующими конституционными признаками. Во-первых, закреплено двухуровневое построение правовой системы Российской Федерации и ее единство (ст. ст. 1, 4, 5 Конституции РФ). При этом в состав правового пространства России включается как федеральное законодательство как совокупность нормативных правовых актов, действующих на всей территории страны, так и законодательство субъектов в составе Российской Федерации как совокупность нормативных правовых актов, принятых органами власти субъектов Федерации в пределах их компетенции. Во-вторых, конституционными нормами урегулированы сферы исключительного и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. ст. 71, 72 Конституции РФ). Основы разграничения полномочий заложены Конституцией РФ, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11). Законодательная компетенция Федерации и ее субъектов зафиксирована Конституцией РФ прежде всего путем перечисления отраслей законодательства, отнесенных к ведению только Федерации и совместному ведению, а затем путем определения объектов законодательного регулирования Федерации (ст. 71), а также Федерации и ее субъектов (ст. 72). В-третьих, гарантирована самостоятельность субъектов РФ в сфере законотворчества (ч. 4 ст. 76 Конституции РФ). Здесь разместите текст первой главы основной части. Каждый субъект Федерации имеет свое законодательство, республика - конституцию, иные субъекты - устав. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. В-четвертых, введена общая процедура разрешения юридических коллизий путем отнесения к ведению Федерации федерального коллизионного права (п. 'п' ст. 71 Конституции РФ). В соответствии с Конституцией РФ правовая система Российской Федерации выступает как целостный, непротиворечивый нормативно-правовой механизм. Причины, вызывающие появление противоречий в законодательстве субъектов Федерации Причины, вызывающие появление противоречий в законодательстве субъектов Федерации, по мнению С.Н. Быкова, подразделяются на следующие: обусловленные действительными особенностями этнического, исторического, культурного характера. В таком случае особенности носят долговременный характер, их устранение если и допустимо, то в отдаленной перспективе; причем сама постановка задачи их преодоления может быть объяснена только подлинными государственными интересами; вызванные политико-экономическими интересами регионов, не обусловленными какими-либо историческими или культурными особенностями. В том случае, если речь идет об элементарном региональном эгоизме, стремлении к обособлению, допустимо применение мер федерального воздействия для восстановления баланса в отношениях между субъектами Федерации и федеральным центром; носящие субъективный характер, обусловленные воздействием таких факторов, как политические интересы конкретных сил или даже личностей, действующих в том или ином субъекте Федерации. В данном случае преодоление противоречий не только допустимо, но и обязательно.