Что такое детство? В толковом словаре Ожегова это слово толкуется следующим образом: «ранний, до отрочества, возраст; период жизни в таком возрасте». Но этой сухой фразой не объяснишь всю полноту чувств, все то тепло, которое исходит от слова «детство». Можно спросить много людей, что же это такое, но ответ всегда будет разным. У кого-то детство ассоциируется с теплыми солнечными деньками, с веселыми играми в компании друзей, у кого-то с запахом бабушкиных пирожков, со вкусом эскимо, а у кого-то с нежными ласковыми мамиными объятиями. Детство - это целый мир, состоящий из проблем и забот, радостей и переживаний, побед и поражений, уверенности и стремлений, страхов и обид, разочарований и надежд маленького человека, мир, который таит в себе загадки, тайны, волшебство. Только в этот период жизни человек может почувствовать себя полностью свободным, не обремененным порой непосильным грузом обязательств. Для каждого человека на Земле, не зависимо ни от пола и возраста, ни от расы и национальности, ни от взглядов, воспоминания о нем священны. Многие авторы восхваляли и восхваляют этот период жизни в своих произведениях, которые в последствии становятся одними из наилюбимейших произведений читателей всех возрастов. Это произведения Л.Н. Толстого, и А.С. Пушкина, М. Горького, Н.Н. Некрасова, а в зарубежной литературе – Л. Кассиля, М. Твена и многих других.
Все великие достижения и стремления зарождались еще в детских мечтах. Так, человек научился летать в космос, погружаться на дно самого глубокого океана, преодолевать огромные расстояния за короткий период времени, получать энергию из атома, владеть самым сильным и мощным оружием. И вот наступил XXI век – век высоких технологий, когда человек научился программировать технику, способную выполнять даже самую ювелирную работу, например, проводит самые сложные операции, не затрачивая человеческие ресурсы. Создается все больше и больше машин, они становятся неотъемлемой частью всех сфер человеческой жизнедеятельности. И, казалось бы, что благодаря этим чудесам техники, у человечества должно появиться намного больше свободного времени, в реальности, оно стремится делать все больше и больше. В этой вечной погоне за лучшими результатами, мы забываем о самом важном – о наших детях.
В современном мире дети окружены колоссальным потоком информации с самого рождения. Сейчас узнать что-то новое или найти ответы на все интересующие вопросы не доставляет особого труда, вся информация доступна любому, имеющему доступ в интернет. С младенчества ребенок пользуется различными гаджетами и социальными сетями. Многие проводят в них даже больше времени, чем с родными родителями. Таким родителям это все «на руку», достаточно только отвлечь ребенка новым устройством, и можно не беспокоиться о том, что неугомонное чадо будет отвлекать от более важных дел. При этом, ребенок свободен в выборе, чем себя увлечь. Родители не следят за тем, что смотрят и во что играют дети. А в интернете достаточно информации не по возрасту ребенка, которая содержит грубость, жестокость, и даже разврат. Все это влечет к непоправимым нарушениям здоровья как в физическом, так и в психическом плане. При таких условиях, поход ко врачам становится обыденным делом, дети начинают отставать в развитии, так как они перестают интересоваться устройством мира, у них нет мотивации к познанию, ее заглушают пестрые картинки, веселая музыка из виртуальной реальности. На это накладываются и проблемы взаимодействия с окружающим миром и обществом.
Сейчас редко можно встретить детей, играющих на детских площадках. Родителям намного легче и менее тревожно, когда их дитя находится под боком у монитора. Как результат, дети разучились играть в дворовые игры, не понимают, насколько это может быть весело и захватывающе.
Как никогда, в сегодняшних детях, как в зеркале, отражается жизнь современного социума. У них исчезают те светлые идеалы, образы, к которым они должны стремиться, на их место встают черствость, грубость, жестокость. Еще несколько лет назад невозможно было даже вообразить, что в наше время будут показывать по всему миру детей 8-13 лет с оружием в руках, воюющих на стороне террористов, сейчас же этими роликами пестрят все новостные каналы. Только после этого мы начинаем задумываться, кто же в этом виноват.
А ведь это мы, взрослые, сами того не замечая, отнимаем у детей право на нормальное детство, на те ценные воспоминания, которые человек должен хранить всю свою жизнь, так как именно эти хрупкие частички нашей души должны помогать нам оставаться добрыми, честными, гуманными, в меру доверчивыми и оптимистичными людьми, такими, какими мы были в нашем детстве.
Мне, как будущему учителю начальных классов, эта тема невероятно близка, ведь учитель как и врач – это не просто профессия, это миссия. Но, если врач ответственен за жизнь пациента здесь и сейчас, то на плечи педагога взваливается ответственность за жизнь целого будущего поколения. В зависимости от того, как он организует свою деятельность, деятельность своих воспитанников, а также способен наладить взаимосвязь с родительским коллективом будет зависеть судьба государства. Не зря народная мудрость гласит: «Сегодня – дети, а завтра – народ».
Во все времена была актуальна проблема безопасности детей, но особо остро стоит эта проблема в современном мире. Дети подвергаются опасности практически везде: на улице, на просторах Интернета, в общественных местах и даже в собственном гнёздышке. Дети – очень хрупки и беззащитны, и именно они в большей степени нуждаются в помощи, внимании и опеке, но чрезмерная опека также мешает адаптации ребенка в окружающем мире, поэтому надо придерживаться золотой середины. Какая же опасность может подстерегать детей на улице или же в других общественных местах? Рассмотрим это все в нескольких позициях. Первая позиция заключается в случайном нанесении вреда ребенку. То есть это могут быть и ДТП, где водитель, в силу своей невнимательности, нарушения правил дорожного движения или же в силу невнимательности ребенка, нанес и физический, и моральный ущерб ребенку. Безопасность детей, подростков также сосредоточена и в хорошем выполнении своих обязанностей сотрудников разных учреждений. Из-за халатного отношения педагогического состава счета нет тому, сколько пострадало невинных детей. Вторая позиция – это неосторожность и самих детей в общественных местах. Очень много несчастных случаев происходит на детских площадках, которые даже сопровождались и летальными исходами. К примеру, зимой 2018 года в Слюдянке так случилось, что школьник получил смертельную травму во время игры на детской развлекательной площадке. Проанализируем третью позицию угрозы детей в общественных местах. К этой позиции я отнесла деятельность злоумышленников. На свете много людей и не каждый из них добр в своих намерениях. Каждый день по всему миру дети становятся жертвами убийц, педофилов, воров и разбойников. Стоит быть особо внимательным к окружению ребенка, ведь основная часть плана злоумышленника - сначала втереться в доверие. Сеть Интернет. В мире бешеного развития современной электронной техники, трудно опровергнуть тот факт, что большая часть детей имеют планшеты, смартфоны, компьютеры, разные другие гаджеты и имеют доступ к Всемирной паутине. По данным кафедры психологии личности МГУ, количество детей, ежедневно пользующихся интернетом, выросло до 95%. При этом 32% детей сидят в сети каждый день по 8 часов, хотя ещё три года назад их было всего 14%. На наших глазах формируется новое 'цифровое' поколение, которое неизбежно сталкивается с рисками при пользовании Всемирной паутины. Многие родители по принципу 'чем бы дите ни тешилось, лишь бы не плакало' предоставляют своему ребенку свободный доступ ко всем прелестям современных технологий, а порой и оставляют без контроля, но, по-видимому, они не осознают чреватость последствий. Несформировавшаяся психика ребенка очень чувствительна, и нежелательный контент, на который он может наткнуться на просторах Интернета, может повлиять на его сознание. Рассмотрим то, что очень распространенно как среди детей, так и среди взрослых, причем по всему миру. Компьютерные игры. Конечно, и в данном случае есть две стороны медали. Плюсы компьютерных игр: развивают мышление, внимание, логику, некоторые игры способствуют развитию памяти. Минусы: ухудшение зрения, искривление позвоночника, развитие разных заболеваний сердечно-сосудистой системы в связи с неподвижностью, приход к аддитивному состоянию и т.д. Дальше я перейду к соц. сетям. Социальные сети – в частности, главное средство общения людей в современном мире, средство массовой информации, это место новых знакомств, место для интересного препровождения своего досуга. Но здесь также присутствуют свои подводные камни. Ребенок, подросток может наткнуться на нежелательные знакомства, ведь и в Интернете есть свои недоброжелатели. Это могут быть и мошенники, которые разными способами хотят провести человека на деньги, и сектанты, которые могут завербовать неустойчивое сознание ребенка, и люди с неуравновешенной психической природой, пытающиеся призвать подростка к суициду и многое-многое другое. Особо внимательны должны быть родители к своему ребенку в подростковом возрасте. По исследованию ученых, подростковый возраст самый тяжелый, и именно в этот период человек находится под особым влиянием своих чувств, эмоций и в большей степени испытывает депрессивное и стрессовое состояния. На угнетенное состояние подростка могут влиять конфликты, непонимание со стороны окружающих, в том числе и родителей, неблагоприятная среда общества, в котором он находится. Этот период сопровождается юношеским максимализмом, и стоит уделять большее внимание деятельности своего чадо. Окружение подростка не всегда включает в себя правильных людей и не всегда эти 'друзья' благоприятно влияют на тинэйджера. Очень распространенно как среди взрослых людей, так и среди подростков употребление алкоголя, никотина и наркотических средств. При систематическом использовании этих веществ вырабатываются разные зависимости. Но для несформировавшегося организма подростка психотропные вещества, алкоголь, никотин влияют особо пагубно. Например, наркотики останавливают развитие организма и способствуют развитию различных заболеваний. Но, в такой проблеме, как влияние наркотиков на подростков есть и вторая составляющая – влияние на психику или душевное состояние подростка, на его душевное здоровье. Подросток более эмоционален и подвержен влиянию окружающей среды, и после некоторого периода употребления наркотиков, взгляды на жизнь у него меняются, он начинает вести странный и непонятный образ жизни, нравственные и жизненные ценности у него меняются, отсюда и начинаются неполадки в общении с окружающими людьми, конфликты с родителями. 'Подводные камни' Всемирной паутины тоже могут влиять отрицательно на эмоциональное и физическое состояние подростка. О них было немного сказано выше, но разберем эту сторону Сети подробнее. Кибербуллинг. Травля может происходить где угодно и принимать различные формы – от распространения слухов и размещения нежелательных фото до угроз в чей-то адрес. Под травлей понимается оскорбление, запугивание, угнетенное состояние других людей. Далее можно отметить использование Интернета для манипуляции сознанием подростка. Сюда можно включить пропаганду экстремистского, антисоциального поведения, пропаганду суицида, вовлечение в опасные игры и т.д. У подростка может также появиться Интернет-друг, который 'понимает его и готов всегда помочь'. Но нужно помнить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, за исключением редких случаев. Дети могут подвергаться опасности даже в собственном доме. Надо учить ребенка осторожности, внимательности, как бы банально все это не звучало, приучать тому, что нельзя открывать посторонним дверцу, нельзя трогать спички, розетку. На психологическую природу ребенка отрицательно влияют и семейные конфликты, поэтому не стоит ругаться при детях, ведь дети намного умнее, нежели думают взрослые. '- Где самое безопасное место на Земле? – За родительской спиной' Контроль взрослых просто необходим. Ведь детям по незнанию свойственно экспериментировать, и тогда даже самая обычная горка, о которой мы говорили ранее, может превратиться в смертельную опасность. Предупреждать ребенка об опасности – обязанностей родителей. Они должны беседовать с детьми и поддерживать с ними дружеские отношения, ведь только тогда ребенок сможет без страха поделиться своей проблемой с родителями. С каждым годом все сильнее растет статистика самоубийств среди подростков и детей. И в чем же причина? Они осознают некую ничтожность своего существования, и дабы избежать подобного, в первую очередь родители должны уделять детям больше внимания, не ругаться на них, не лезть со своими 'я лучше знаю', 'так принято', 'не дорос(ла) еще', а просто попытаться понять своих детей.