Эссе на тему: Обеспечение безопасности товаров, перемещаемых через таможенную границу государств-членов ЕАЭС - пример выполненной работы
Во многих странах мира действует сложная, многоплановая и многофункциональная система государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Процесс современного развития мировой экономики требует новых подходов к применению мер таможенно–тарифного и нетарифного регулирования. Более того, интеграция России в мировую экономику ставит множество проблем, например, таких как: развитие современных методов государственного регулирования внешней торговли, ускорение развития национальной экономики и защита российских производителей, а также поддержка конкурентоспособности российских продовольственных товаров на мировой арене. В частности, в рамках перемещения продовольственных товаров главными функциями таможенных органов выступают:
– проведение таможенного контроля, а также совершенствование методов проведения таможенных операций, которые, в свою очередь, призваны создавать условия, способствующие ускорению товарооборота продовольственных товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС)
– содействие развитию внешней торговли российскими продовольственными товарами и налаживание внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации
– пополнение бюджета государства, за счет взимания таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, а также таможенных сборов в отношении ввозимых и вывозимых продовольственных товаров
– соблюдение запретов и ограничений, действующих при перемещении продовольственных товаров через таможенную границу ЕАЭС.
За последние 10 лет произошло резкое ухудшение показателей биологической полноценности сельскохозяйственного пищевого сырья и качества пищевых продуктов в целом. Около половины поступающих в продажу пищевых продуктов и напитков не соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. В связи с этим, участие таможенных органов в контроле перемещения продовольственных товаров является весьма актуальным. Каждая партия ввозимых в ЕАЭС пищевых товаров (в меньшей мере это касается вывозимой продукции) проверяется должностными лицами таможенных органонов на соответствие документам, которые подтверждают их санитарно-эпидемиологическую, ветеринарную и фитосанитарную безопасность, а также на соблюдение требований качества и безопасности, которые устанавливаются техническими регламентами или национальными стандартами.
Продовольственная продукция, прибывшая на территорию Российской Федерации, запрещается к ввозу и помещению под соответствующую таможенную процедуру без протоколов лабораторных исследований и экспертных заключений о соответствии санитарно-эпидемиологическим нормам. Должностным лицам таможенных органов необходимо провести проверку документов и сведений, в том числе с использованием системы управления рисками. После чего, в соответствии со своей компетенцией должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в области фитосанитарного, санитарно-карантинного, ветеринарного надзора проводится досмотр ввозимых товаров в специально оборудованных местах. В случае если пищевая продукция вызывает обоснованные сомнения в области безопасности и качества, государственные контролирующие органы проставляют в товаросопроводительных документах отметки о запрете или разрешении ввоза продукции .
Остановка реализации незаконных и контрафактных товаров возможна только совместными усилиями специалистов контролирующих органов Россельхознадзора, Ространснадзора и Роспотребнадзора. Федеральная таможенная служба России (далее – ФТС России) по вопросам безопасности продовольственных товаров тесно взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, входящими в систему государственного контроля: Минпромторг России, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Минздравсоцразвития России, Росприроднадзор, Росздравнадзор, Минсельхоз России, Россельхознадзор, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и др. Взаимодействие контролирующих органов на границе имеет немалую значимость. Обмен информацией между ФТС России и другими контролирующими государственными органами способствует повышению эффективности государственного контроля за перемещением продовольственных товаров, в отношении которых установлены запреты и ограничения внешнеторговой деятельности.
В целях повышения эффективности таможенного контроля продовольственных товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, таможенные органы и контролирующие государственные органы обмениваются информацией и документами, необходимыми для проведения таможенного и иных видов государственного контроля, с использованием информационных систем и технологий. Связь таможенных органов с федеральными органами исполнительной власти в основном выполняется через систему межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ). СМЭВ позволяет таможенным инспекторам обратиться в информационные ресурсы других федеральных органов исполнительной власти и получить эти документы. Такое взаимодействие можно считать движением в сторону единого окна, т.е. сервиса, избавляющего участников внешнеэкономической деятельности от необходимости собирать документы в разных уполномоченных ведомствах. В ФТС России уже есть практический опыт в этом направлении.
В свободном порту 'Владивосток' таможенные органы обязаны принимать предварительную информацию о товарах и транспортных средствах, перемещаемых на территории порта, не только для таможенных целей, но и для иных органов, осуществляющих государственный контроль в пунктах пропуска. Перевозчики и заинтересованные лица с помощью бесплатных сервисов в личном кабинете представляют предварительную информацию относительно санитарно-карантинного, транспортного и фитосанитарного контроля, а должностное лицо таможенного органа посредством СМЭВ передает эти данные электронно в Россельхознадзор, Роспотребнадзор и Ространснадзор, получая от них соответствующие решения о разрешении или запрете на ввоз продовольственных товаров. Стоит отметить, что данная технология позволяет участникам внешнеэкономической деятельности однократно представлять необходимую информацию, которая становится доступной для всех государственных контролирующих органов, а таможенным органам — оптимизировать работу в пункте пропуска и ускорить прохождение государственного контроля на границе. Существует необходимость создания интегрированной системы взаимодействия, которая будет выполнять функцию общего шлюза, обеспечивающего маршрутизацию электронных сообщений между пятью государствами-членами ЕАЭС, охватывая не только таможенную, но и все остальные службы.
Таможенным органам, а также другим федеральным уполномоченным органам государственной власти необходимо обеспечивать экономическую безопасность Российской Федерации путём контроля ввоза продовольственных товаров. Продовольственная безопасность – это одна из составляющих внутренней экономической безопасности. Федеральный закон 'О продовольственной безопасности Российской Федерации' определяет продовольственную безопасность как состояние экономики, при котором обеспечивается продовольственная независимость страны и гарантируется доступность продовольствия для всего населения в количестве, необходимом для активной и здоровой жизни. Что касается критериев, то для обеспечения продовольственной безопасности граждан России 80% потребляемых ими продуктов питания должны производиться её собственным аграрным сектором.
В настоящее время сильно осложняет продовольственную безопасность международная обстановка Российской Федерации, поэтому государственная политика должна осуществляться по следующим основным направлениям: осуществление мер, связанных с улучшением общих условий функционирования сельского хозяйства развитие аграрных технологий и повышение конкурентоспособности отечественных продовольственных товаров принятие мер по совершенствованию системы обеспечения безопасности и контроля качества продуктов питания.
В Концепции развития таможенных органов (утв. Распоряжением Правительства России от 14.12.2005 № 2225-р) определено важное направление деятельности таможенных органов в рамках обеспечения продовольственной безопасности страны, а именно, пресечение незаконного перемещения запрещённых и опасных товаров непосредственно на государственной границе, что позволит минимизировать угрозы, связанные с проникновением этих товаров на территорию страны, предотвратить негативные последствия их распространения .
Таким образом, таможенный контроль продовольственных товаров на современном этапе развития таможенных органов требует дальнейшего совершенствования. Перспективные изменения таможенного контроля в исследуемой области в первую очередь связаны со скорым вступлением в силу нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Необходимо продолжить учитывать мировой опыт таможенного контроля пищевых продуктов и создавать современную нормативно-правовую базу с целью достижения результативности межгосударственных проектов на уровне интеграционного объединения ЕАЭС.