Эссе на тему: Управленческая должность в сфере спорта - пример выполненной работы
1. Спортивный менеджмент — функция общественного разделения и кооперации труда.
Отдельные управленческие задачи придется решать каждому работнику физической культуры и спорту—тренеру, преподавателю, учителю и методисту физической культуры и спорта. Но по мере увеличения объема физкультурно-управленческой работы и заметного осложнения разрешимых управленческих и экономических задач ее выполнения придется поручать специально выделенному работнику — организатору, менеджеру. Например, пока теннисист является любителем и играет в турнирах невысокого ранга, ему достаточно тренера. Теннисист — профессионал, который играет в большом количестве турниров, нуждается не только в тренере, но и в менеджере, который ведет его договорно-правовые и финансовые дела. То есть на определенном этапе роста объема труда и углубления специализации физкультурно-спортивной практики происходит разделение труда работников физической культуры и спорта на труд непосредственно тренерско-преподавательский, с одной стороны, и труд физкультурно-управленческий — с другой. Таким образом, спортивный менеджмент как особенный вид профессиональной управленческой деятельности возник на определенном историческом этапе разделения труда работников физической культуры и спорта.
Процесс возникновения управленческого труда наиболее выразительно можно понять на примере организации деятельности тренеров спортивной школы. В деятельности отдельного тренера спортивной школы по руководству учебной группой управленческие отношения ещё не выделяются в особенную функцию, поскольку его организаторская работа носит эпизодический характер и непосредственно связана с его учебно-тренировочной деятельностью. Это, например, набор обучающихся в группу, формирование команды для выступления на соревнованиях, организация учебно-тренировочного сбора, подготовка и проведение спортивного соревнования и тому подобное.
Собственно физкультурно-управленческие отношения в спортивной школе возникают на стадии разделения и кооперации тренерского труда в рамках отделения по виду спорта, в связи, с чем в спортивной школе вводится должность старшего тренера. Старший тренер-преподаватель по спорту, должность которого вводится при наличии не менее 3 тренеров, как и всех тренеров спортивной школы в полном объеме выполняет непосредственно тренерско-преподавательскую работу и вместе с этим организует труд подчиненных ему 2 тренеров. Старший тренер предоставляет тренерам своего отделения методическую помощь, контролирует соблюдение ими трудовой дисциплины, организацию и планирование учебно-тренировочного процесса, правил и норм работы и так далее
На стадии кооперации тренерско-преподавательского труда в более крупных масштабах — в рамках, например, спортивной школы, растет объем и сложность физкультурно-управленческой деятельности и возникает необходимость введения в них специальных управленческих должностей — директора спортивной школы, заведующего учебной частью и др.
Резюмируя выраженное, можно утверждать, что спортивный менеджмент как особенный вид трудовой профессиональной управленческой деятельности возникает в сфере физической культуры и спорта из необходимости руководства совместимым трудом разных категорий физкультурных работников и спортивных организаций в целом. Спортивный менеджмент возникает на определенной стадии разделения и кооперации труда работников физической культуры и спорта и связанный с появлением профессиональных управленцев (менеджеров) — руководителей физкультурных и спортивных организаций: директоров спортивных школ и спортивных сооружений, председателей спортивных клубов и федераций и так далее