Эссе на тему: Специфика психического развития ребенка по сравнению с развитием животных - пример выполненной работы
То есть, специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов. Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.С. Л. Новоселова при проведении сравнительно-генетического анализа становления ранних форм мышления в онтогенезе человека и человекоподобных обезьян показала, что мышление с его человеческими качествами не возникает внезапно. Оно длительно подготавливается в филогенезе в виде необходимых предпосылок (возможности обобщения опыта манипулирования с предметами у обезьян) и приобретает новые качества уже в ходе антропогенеза, который служит водоразделом между животным интеллектом и человеческим мышлением
Критически важным в представлении о видотипичном поведении животных и человека является то, что оно развивается лишь в процессе активного взаимодействия индивидов со своим окружением. Поэтому для развития и формирования поведения индивида в онтогенезе существенны обе стороны взаимодействия – и активность самого развивающегося детеныша, и условия его жизни.Поведение человека и высших животных формируется на всех стадиях онтогенеза в ходе активных взаимодействий развивающихся детёнышей с окружающим их миром. В условиях искажения подобных взаимодействий формируется 'искаженные' поведенческие профили, отражающие адаптации индивидов к конкретным условиям жизни.Для детенышей животных и человека на стадии раннего постнатального развития взаимодействие с материнской особью является критичным и для выживания, и для формирования поведенческих профилей их взрослого поведения, в том числе появления возможных устойчивых форм отклоняющегося от нормы поведения. Эта взаимосвязь особенно наглядно проявляется как у человека, так и у тех животных (прежде всего приматов), когда матери в этот период поддерживают с детенышами почти постоянный тактильный контакт и формируют с ними эмоциональные узы, которые могут быть описаны как взаимная эмоциональная привязанность. Правильно организованные взаимодействия матери с детенышами должны включать в себя не только кормление и предоставление физического контакта по просьбе детеныша, но и другие виды аффилиативного поведения – аллогруминг (груминг друг друга), поддержание пространственной близости, защиту, отдых с физическим контактом, синхронизацию активности.Сформированные индивидуальные отношения привязанности между детенышем и материнской особью позволяют последней стать 'базой безопасности' для него и выполнять роль 'буфера', т. е. успокаивать и давать ему возможность справиться со страхом, вызванным различного рода изменениями в окружении. Наличие 'фигуры привязанности', каковой для детенышей в норме становится материнская особь, опыт ранних взаимодействия с ней приводят к тому, что и позже в жизни присутствие знакомых индивидов облегчает для этих животных стрессовые ситуации. Иллюстрацию этому предоставляет цикл работ П. Тиммерманса с коллегами на медвежьих макаках. Для всех макак-подростков в неволе характерна настороженность при появлении в вольере крупных незнакомых предметов. Однако выращенные матерями индивиды постепенно переходят к обследованию, при этом присутствие матери и ее поведение существенным образом облегчает под- ход к новому предмету. Для макак-сирот присутствие суррогатной матери значимым не является – их поведение не меняется в зависимости от того, находится ли она рядом.