Местное самоуправление играет важное значение в построении правового, демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой, в сохранении его целостности и управляемости, решении сложных внутренних проблем. Организованная и действующая в интересах местного населения муниципальная власть призвана самостоятельно, но по правилам, установленным государством, решать все вопросы, которые связаны с жизнеобеспечением граждан в пределах городов, сел, поселков.
В недрах местного самоуправления, опирающегося на инициативу и активность граждан в решении конкретных местных проблем, кроется потенциал, способный обеспечить устранение многих кризисных явлений в жизни российского общества. Среди проблемных сфер, имеющих место быть в рыночном хозяйстве России, выделяется предпринимательство.
Развитие предпринимательства должно быть одной из основных, если не самой главной, заботой местных властей, поскольку от уровня развития предпринимательства зависит наполняемость местного бюджета, а значит, выполнение социальных задач; от этого зависит занятость населения, соответственно - улучшение социальной обстановки, снижение напряженности; развитие конкуренции влечет развитие технологий, а вместе с ним общее развитие общества; предприниматели - один из наиболее стабильных и устойчивых классов в обществе, его опора; наконец, предпринимательство - основа благотворительности и меценатства.
Предпринимательство выросло из мелкого бизнеса. Однако не все вновь созданные малые предприятия успешно функционируют. Значительная часть из них не находит своей ниши на рынке, не способна выжить в конкурентной среде и после непродолжительного периода своей работы закрывается. С учётом значения малого предпринимательства развитые промышленные страны оказывают ему широкую правовую, финансовую и организационную поддержку. Для этой цели создаются специальные комитеты, промышленно - торговые палаты, фонды, инвестиционные компании малого бизнеса, вводятся для малых предприятий налоговые и другие льготы, оказывается значительная финансовая поддержка, ограничивается деятельность монопольных структур.
Актуальность темы обусловлена тем, что темпы развития предпринимательства в первую очередь отражаются на состоянии социально-экономического развития на местах (регионов, муниципальных образований). Кроме того, это один из ведущих секторов, во многом определяющих темпы экономического роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального (регионального) продукта, дохода местных бюджетов.
Предпринимательство, в том числе и российское, имеет многовековую историю. Со временем оно меняло или развивало свои формы, но при этом сохраняло свою сущность. Теорией предпринимательства ученые разных стран занимались с 17 века. Самый термин 'предприниматель' был введен в научный оборот в 18 веке английским экономистом Ричардом Кантильоном, анализ понятия 'предпринимательство' встречается уже в работах А. Смита, Ж. - Б. Сэя и других ученых. Качественно новую страницу в исследовании сущности предпринимательства внесли И. Шумпетер, М. Вебер, Д. Кларк и другие экономисты.
В современной отечественной экономической литературе рассматриваются лишь отдельные аспекты данной проблемы. Вопросы предпринимательства анализируются в работах А.И. Агеева, А.А. Аузана, А.В. Бусыгина, А.В. Виленского, Г.В. Горланова, Г.А. Егиазаряна, Ю.Н. Хачатурова, В.П. Черногородского, А.Г. Цыганова и других ученых. Буквально до недавнего времени предприниматель как хозяйствующий субъект, свободный и самостоятельный товаропроизводитель недооценивался отечественной экономической наукой, не рассматривался в экономический исследованиях. Тоже самое можно сказать и о системе поддержки предпринимательства.
Лишь в последнее время в Российской Федерации был принят ряд законодательных актов, направленных на развитие предпринимательства.
Решение любых задач, стоящих перед государством в целом, перед регионами или перед конкретными муниципалитетами, - будь это проблемы занятости населения, повышение его благосостояния, развития сети услуг, или оказание социальной помощи нуждающимся, развитие культуры и так далее - достигается в первую очередь за счет развития предпринимательства. Соответственно и государство, и местное самоуправление не только должны быть заинтересованы в его развитии, но и активно содействовать этому процессу. Данное содействие предполагает осознание необходимости предпринимательства, а также проявление воли органами местного самоуправления, и самое главное - владение соответствующими механизмами и инструментами, с помощью которых осуществляется это активное содействие.
Развитие предпринимательства на уровне муниципального образования позволяет решить ряд актуальных задач, таких как:
- оживление в обществе предприимчивости и инициативы, помощь широким слоям населения для 'вхождения' в коммерческую деятельность;
- создание значительного количества новых рабочих мест, обеспечение эффективной занятости населения;
- привлечение к трудовой деятельности временно свободного и частично занятого населения;
- содействие экономическому и социальному развитию малых городов и небольших населённых пунктов;
- организация производства товаров массового спроса для населения, развитие потребительского рынка;
- разукрупнение предприятий путём выделения отдельных структурных единиц с последующим выкупом;
- развитие конкуренции в отраслях народного хозяйства;
- развитие новых видов деятельности, присущих рыночной экономике;
- возрождение подсобных производств и ремёсел.
При осуществлении этих целей важна системность на местном уровне в мерах по поддержке бизнеса; необходимо направить инициативу предпринимателей в те сферы деятельности, которые являются наиболее предпочтительными для данной территории. Местные органы власти, производящие регистрацию новых предприятий по месту нахождения, имеют возможность использовать различные методы воздействия на этот процесс с тем, чтобы новые формы хозяйствования, предприниматели наиболее удачно вписались в территориальную экономику, подключились к решению социальных задач. Из-за организованных недоработок, нехватки сырья, материалов, отсутствия помещений, неподготовленности кадров, каждое второе предприятие из числа зарегистрированных не может функционировать, многие из действующих предприятий испытывают трудности в наращивании производства, работ и услуг. Медленное становление предприятий во многом объясняется и слабой поддержкой их со стороны федеральных и региональных государственных органов и органов местного самоуправления.
В этой связи важно определить сущность предпринимательства, основные проблемы в его развитии, возможные рычаги влияния органов местного самоуправления на его уровень, а также выделить направления совершенствования механизма воздействия органов власти муниципальных образований на местный бизнес.