Эссе на тему: Распознавание манипуляции и защита от манипуляции - пример выполненной работы
В любом деловом взаимодействии присутствуют процессы общения. Существуют отличия личностного и делового общения. Деловое общение служит не только для удовлетворения аффилиативной потребности, но и является одним из средств совместной деятельности людей. Знание и использование механизмов делового общения способствует улучшению качества взаимодействия и повышению успешности бизнеса. Однако общение может быть использовано с различными целями.
Употребление определенных приемов коммуникации, истинная цель которых противоречит демонстрируемой собеседнику и несет ему явный или скрытый урон, называется манипуляцией. Актуальность нашей работы заключается в том, что с явлением манипуляции в общении человек встречается ежедневно. Манипуляция как способ оказать скрытое психологическое воздействие на партнера по общению с целью получить от него выгодное для себя поведение постоянно используется в бизнесе. Человеку свойственно влиять на других и управлять развитием взаимоотношений в выгодном для него направлении. Это может происходить как сознательно, так и бессознательно. Субъекты, которые воздействуют на партнера по общению в собственных целях, называются манипуляторами. Субъекты, на которых направлена манипуляция, называются адресатами данного воздействия. Манипуляторы используют различные приемы и уловки, которые могут способствовать подписанию более выгодных контрактов, а также могут подтолкнуть партнера (клиента) к нужному для них решению. Перед рассудительным и уверенным в себе адресатом стоит задача распознавания манипулятора и необходимость осознания того, что манипулятор делает попытки управлять им не в его собственных (адресата) интересах. Проблема распознавания манипуляции заключается в том, что манипулятор всегда пытается скрыть свои истинные намерения. Цель данной статьи – проанализировать явление манипуляции, её виды, признаки, а также методы и правила защиты от манипуляций.
Первое упоминание о психологических аспектах манипуляции мы находим у Франке Г., который рассматривал ее как психическое воздействие, производимое тайно, а следовательно в ущерб тем лицам, на которых оно направлено. Цель использования манипуляции в деловом общении - скрытое влияние на собеседника. Манипуляция достигает своей цели, когда остается незамеченной собеседником. Знание типичных, наиболее распространенных манипуляций помогает вовремя обнаруживать их и противостоять им.