Внимание! студентцентр.рф не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Эссе: Политика как наука и искусство

Подробности выполненного заказа

Тип: Эссе

Предмет: Политология

ЦЕНА:
300 руб.

#791666

Эссе с присвоенным номером '791666' было написано на тему 'Политика как наука и искусство' по предмету 'Политология' по цене 300 руб. Заявка поступила 02.03.2017 специалисты приступили к выполнению заказа незамедлительно и к 04.03.2017 работа была полностью выполнена и передана клиенту. Защита работы прошла успешно.

Эссе на тему: Политика как наука и искусство - пример выполненной работы

Приступая к изучению новой науки, мы сталкиваемся с множеством разнообразных проблем. В полной мере это относится и к науке о политике. Изучающий данную проблему должен в первую очередь разобраться с таким сложным общественным явлением как 'политика'. Её часто сравнивают с алгеброй, арифметикой, высшей математикой и даже с музыкой. Великий ученый физик Альберт Эйнштейн как-то сказал, что политика значительно сложнее физики. Изучение политики как науки поможет стать знатоком политических тонкостей, ценителем искусства политического диалога, овладеть богатством политической мысли прошлого, развить в себе политическую культуру. Сознательно разбираться в политических вопросах, событиях и видеть, куда они ведут, - это непременная потребность современного человека. Безусловно, можно прожить, и не разбираясь в политике. Многие так жили в прошлом, да и сейчас, пожалуй, немало людей, которые так живут. Но придерживаться таких принципов - значит не быть в полном смысле человеком XXI века. Целью данного реферата является рассмотрение научных основ политики и её субъективной стороны. В этой связи целесообразно поставить два вопроса: . Политика как наука. . Политика как искусство. 1. Политика как наука Приступая к изучению первого вопроса, мы должны уяснить ряд подвопросов. Во-первых, политика может рассматриваться как наука лишь в том смысле, если она может служить источником знаний об одной из жизненно важных сфер общества - политической. Во-вторых, политика сама должна строиться на основе соответствующих научных знаний и считаться с результатами действия объективных закономерностей общественного развития. В-третьих, она должна исходить из признания определяющей роли действия огромных масс людей, а также деятельности отдельных личностей, оказывающихся, в силу исторических обстоятельств, во главе партий, классов, государств, политических процессов и т.д. В-четвёртых, наукой политика является с тех пор, как человечеству стали известны законы общественного развития, в соответствии с которыми политические субъекты могут влиять на социальные процессы. Исторический опыт свидетельствует о том, что пренебрежение научными основами политики ведёт к снижению темпов социально-экономического развития, застойным явлениям, деградации общества. Как наука политика не может не вытекать из объективного анализа действительности, не опираться на выводы и положения, сформулированные в теории; в политике важно строго учитывать диалектику необходимости и случайности, необходимости и свободы, всё многообразие реальных условий. Наука о политике включает в себя широкий круг политических знаний: философию политики, политическую теорию, политическую социологию (изучающую политические институты и процессы в их социальном контексте), политическую психологию (занимающуюся исследованием психологических феноменов и факторов, влияющих на политическую деятельность), политическую экономию (изучающую систему отношений между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ), теорию и историю государства и права (исследующую закономерности и особенности возникновения и развития государственных и правовых институтов), политическую историю (изучающую и систематизирующую политические факты и события, происходящие в человеческой истории). К науке о политике можно также отнести теорию и историю международных отношений, международное право, политическую географию, политическую журналистику, политическую этику, политическую риторику и т.д. Философия выступает теоретико-мировоззренческим и методологическим базисом всякой политики. Перед любым политиком встаёт вопрос о мировоззрении, так как он должен разрабатывать теорию и программу политических действий, намечать и обосновывать их пути и средства. Он обязан исходить из неизбежных и вероятных следствий политической деятельности, опираться на определённые мировоззренческие, философские положения и принципы. Что такое политика, какова её структура, основные виды и функции? Политика (от греч. politika - государственное и общественное дело) - социальная деятельность в политической сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию государственной власти. Основными структурными элементами политики являются: политические отношения: взаимоотношения политической элиты и электората, политической власти и оппозиции, социальных общностей, групп по интересам, политических институтов, политических лидеров, групп поддержки и давления. В основе этих отношений могут быть сотрудничество, кооперация, конфронтация; политическое сознание, т.е. осознание субъектами политической сферы своих политических интересов. В политической практике оно выступает как совокупность оценок, побуждающая субъекта к конкретной политической деятельности. Сама политика в этом случае выступает как институализация и реализация политических идеалов, целей, программ и т.п.; политическая организация общества как совокупность государственных органов - законодательных, исполнительных и судебных, партийно-политических и общественно-политических институтов, в определённой мере конфессиональных объединений, средств массовой информации, групп поддержки и давления. Политическая организация общества составляет организационное ядро политики. Основными видами политики являются: внутренняя, внешняя, мировая. Основные направления политики: экономическая, социальная, национальная, демографическая, аграрная, культурная, техническая, экологическая, военная, геополитика и др. Социально значимыми функциями политики являются: выражение и защита политически важных интересов государств, социальных групп и слоёв общества, и индивидов; управление и руководство социально-политическими процессами в интересах конкретных политических отношений в обществе, интеграция различных слоёв населения и гармонизация их интересов. Главным же в политике является вопрос о политической власти, о том, кому она принадлежит, кто на неё претендует, от кого и к кому она переходит. Если мы обратимся к Толковому словарю живого великорусского языка, составленному В. Далем, то увидим, что понятие 'политика' в первом значении определяется как наука государственного управления. Подлинно научное объяснение политики дано в марксистской литературе. Характеризуя творческий подвиг К. Маркса, В.И. Ленин писал: 'Величайшим завоеванием научной мысли явился исторический материализм Маркса. Хаос и произвол, царившие до сих пор во взглядах на историю и на политику, сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий…' (5). Классики марксизма характеризовали политику как отношения между классами, нациями, государствами, как участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержание деятельности государства. Политический социолог М. Вебер понимал политику в широком и узком смысле слова. В широком смысле слова политика '… охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем' (1). В узком смысле слова политика, по Веберу, '… означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает' (1). Президент России Д.А. Медведев сказал на международной конференции 'Современное государство и глобальная безопасность' в Ярославле, что политика должна быть умной и наукоёмкой. Согласно Президенту, высокий интеллектуальный уровень современной политики должен выражаться в отказе от: 1) 'опасных иллюзий национализма', 2) 'архаичных предрассудков классовой борьбы', 3) 'утопических проектов глобального господства'. Иными словами, можно сказать, если будет выполнено пожелание, по выражению Маркса, будет сделан прыжок из царства необходимости в царство свободы, переход от 'предыстории' к подлинной истории человечества. Современное науковедение утверждает, что любая наука достигает зрелости, когда она переходит в парадигмальный статус. Ключевым понятием этой концепции науки является понятие парадигмы, которая означает совокупность философских, общенаучных и теоретических оснований. Фундаментальным значением для науки о политике являются те парадигмы, которые раскрывают сущность и природу политики, интерпретируют основополагающие источники развития. По-своему рассматривая природу политики, они, собственно, и превращают науку о политике в мультипарадигматическую науку. Сложились и завоевали признание четыре политические парадигмы: теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая. Теологическая парадигма обосновывает неизбежность сверхъестественной интерпретации политической власти. Если до средних веков в рамках теологической парадигмы по существу господствовала идея сверхъестественного объяснения власти, исключавшая значение человеческого начала и видевшая источник власти в Боге, то, начиная с трудов Фомы Аквинского, постепенно утвердилось мнение, что власть и субъект власти определялись не только проявлением божественной воли, но и волей Человека. В современных условиях данные концептуальные подходы к пониманию политики и власти обладают очень скромной теоретической ролью. Натуралистическая парадигма пытается объяснить природу политики, исходя из доминирующих географических (территориальных, экономгеографических, физико-климатических), биологических (биологических величин, анатомических, врождённых психических инстинктивно-рефлекторных) факторов. Социальная парадигма стремится объяснить природу и происхождение политики через взаимодействие других сфер общественной жизни или социокультурных свойств политического субъекта. Сущность рационально-критической парадигмы состоит в стремлении объяснить природу политического взаимодействия людей не внешними по отношению к политике факторами, а её внутренними причинами, свойствами, элементами. Изучающий политику как науку должен уяснить, что ключ в обосновании и понимании науки о политике лежит в различении её объекта и предмета. Часто в научной литературе наблюдается смешение или отождествление понятий 'объект' и 'предмет' науки, что существенно влияет на размывание её границ. Объект науки - это данная реальность, представляющая ту или иную часть объективного мира. Объектом науки о политике является политическая сфера общества во взаимодействии с другими сферами. К числу структурных компонентов политической сферы общества относятся государство (представительные, исполнительные и судебные органы, прокуратура, армия, органы безопасности, правопорядка и др.); политические отношения, потребности и интересы; средства массовой политической информации и пропаганды; политические и правовые нормы, принципы и традиции, регулирующие политические процессы и отношения в обществе; политическое сознание, политическая идеология, политическое общественное мнение; политика и политическое руководство, политическое лидерство; политическая культура как совокупность политических знаний, ценностей, образцов политического поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти, политическая деятельность. Все эти компоненты политической сферы диалектически взаимосвязаны. Предмет науки - это воспроизведение данной реальности на абстрактном уровне, основанное на выявлении наиболее значимых с научной и практической точки зрения закономерных связей и отношений этой реальности. Предметом науки о политике является политическое в его целостности, взятое в контексте исторического развития и отражающее социальную действительность. Выделим основные проблемы, которые изучает наука о политике: социально-философские и идейно-теоретические основания политики, системообразующие признаки и характеристики подсистемы политического, теория политики, политические учения и традиции, политические парадигмы, соответствующие тому или иному конкретному историческому периоду; взаимосвязь политики с другими явлениями общественной жизни, в том числе теми явлениями, которыми детерминирована политика. К таким общественным явлениям относятся: культура, экономика, право, мораль, философия, наука, религия, искусство и т.д.; политические системы и политическая культура, отличия и сходства между различными политическими системами, принципы их организации и функционирования, факторы и процесс их изменения и смены, идейно-политические течения, система международных отношений, а в более широком смысле - геополитика современного мира и т.д.; политические институты, политические отношения, политический процесс, политическое поведение, партии и партийные системы, избирательные системы, механизмы представительства, политическая роль средств массовой информации, политические и избирательные технологии, механизмы принятия решений и реализации властных функций и т.д. (2). В науке о политике, как и в любой другой науке, имеются следующие основные компоненты: знания и средства его получения. Возможны разные классификации подходов к изучению политики. Но в основном различают нормативный и эмпирический, аналитический подходы. Главные усилия нормативного подхода сосредоточены на поиске идеального политического устройства, обеспечивающего максимальное общественное благо. Исходя из общечеловеческих ценностей, эта наука даёт оценку политическому строю, ведёт поиск эффективных политических институтов, методов управления, способов разрешения социальных конфликтов. Нормативные знания не носят характера объективной истины, хотя могут отражать те или иные социально-политические закономерности. Эмпирические, аналитические знания отражают реальные политические процессы и явления и не зависят от сознания людей. Они включают дескриптивные (описательные) и каузальные знания. Описательные знания представляют собой научное описание реальных событий и фактов. Каузальные знания раскрывают причинно-следственные связи между различными социальными и политическими явлениями. Существуют различные пути проникновения в мир политического. Сегодня весь разнообразный методологический, теоретический, методический арсенал политической науки должен быть подчинён одной цели - получению достоверного знания, объективных сведений о политических процессах и их развитии. В такой арсенал прежде всего включают теории, законы, категории, принципы, факты, наблюдения, гипотезы, методы и т.д. Политологическое знание, как и в целом социальное знание, характеризуется двумя функциями: функцией объяснения политической действительности и функцией преобразования. Функцией науки является формулирование теорий и всеобщих законов. Теория - это абстрактная модель структуры объекта конкретной науки, включающая основные научные категории, принятые в качестве исходных в данной парадигме. Политологические теории определяются как системы обобщений, основанных на поддающихся проверке эмпирических данных. Широко используя в познании своего содержания важнейшие понятия других наук, наука о политике имеет и специфические категории и законы. Являясь основами данной науки, категории и законы, их система отражают внутреннюю логику этой науки, раскрывают и конкретизируют характеристику её предмета и метода. Интегральными категориями являются: общество, цивилизация, общественно-экономическая формация, гражданское общество, власть, свобода и т.п. Вместе с тем эта наука имеет свои собственные категории: политика, политические интересы, политическая система, политическая власть, политический субъект, политический режим, политический процесс, политическая организация, политическая культура и др. Основной доминантной категорией является политическое. Если категории отражают те или иные существенные стороны, черты, свойства объекта этой науки, то законы науки о политике выражают глубинные, сущностные необходимые связи между ними. Политологический закон должен характеризоваться соотношением абстракции и конкретности. Он должен формулироваться на достаточно высоком уровне обобщения, научной абстракции. Только в этом случае он сумеет отразить действительно существенные связи между явлениями. Руководствуясь принципом взаимопроникающего единства исторического, логического и системного подходов в анализе любых общественных явлений, можно выделить три группы закономерностей политики: закономерности, выражающие существенные, необходимые, устойчивые связи между политикой и другими общественными явлениями, в том числе теми, которыми детерминирована политика; внутренние закономерности функционирования и развития политики как цельного, относительно самостоятельного общественного явления; закономерности функционирования и развития политики в условиях различных социальных систем.

Похожие темы эссе выполненных ранее