Административное правонарушение - противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Объектами посягательства при административных правонарушениях могут являться собственность, здоровье населения и общественная нравственность, общественный порядок, экология.
Административная ответственность - вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение. Административная ответственность устанавливается законом и подзаконными актами. Некоторые общие положения содержит Конституция РФ.
Только при наличии состава правонарушения может быть положительно решен вопрос о привлечении лица к административной ответственности. Поэтому перед тем, как привлекать лицо к административной ответственности, необходимо убедиться в наличии всех элементов состава административного правонарушения:
объект административного правонарушения - это общественные отношения, урегулированные нормами права и охраняемые мерами административной ответственности, на которые посягает административный проступок. Причинение ущерба общественным отношениям возможно путем:
а) причинения вреда субъекту общественных отношений;
б) воздействия на вещь, по поводу которой возникло общественное отношение;
в) устранения себя из общественного отношения, что влечет неисполнение обязанностей.
Объективная сторона административного правонарушения - это действие или бездействие, которое запрещено нормами административного или иных отраслей права и за которое установлена административная ответственность. Действие предполагает активное поведение, в основе которого лежит сознательное телодвижение. Рефлекторные движения свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения. Бездействие - это пассивное поведение, в основе которого лежит неисполнение какой-либо обязанности, вытекающей из закона, из других нормативно-правовых актов.
Субъект административного правонарушения. Меры административной ответственности могут быть применены как к гражданам РФ, так и к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Возраст административной ответственности установлен в 16 лет.
Не подлежит административной ответственности лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, т.е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий или руководить ими вследствие хронического или временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.
Субъективная сторона административного правонарушения показывает психическое отношение к деянию и последствиям. К административной ответственности применимо классическое определение форм вины:
1) Деяние считается совершенным с прямым умыслом, если лицо сознавало анти социальность своего действия или бездействия, предвидело его общественно опасные последствия и желало их наступления.
2) Налицо наличие косвенного умысла, когда лицо сознавало антисоциальный характер своего деяния, предвидело его общественно опасные последствия, но, хотя и не желало, сознательно допускало их наступление.
3) Неосторожность в форме самонадеянности или легкомыслие присутствует в том случае, когда лицо предвидело возможность наступления последствий своего общественно опасного деяния, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить.
4) В том же случае, когда лицо не предвидело возможность наступления таких последствий, но могло и должно было их предвидеть, принято говорить о неосторожности в форме небрежности.
5) Если же лицо не могло или не должно было предвидеть наступление последствий, речь идет об отсутствии вины, а следовательно, административного правонарушения.
Виды административных правонарушений. Достаточно большое количество составов административных правонарушений содержит:
1. Административные правонарушения против личности:
• Проведение агитации в период ее запрещения;
• Распространение ложных сведений о кандидате;
• Умышленное уничтожение, повреждение агитационных печатных материалов;
• Нарушение законодательства о труде и правил по охране труда;
• Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических норм;
• Сокрытие источника заражения венерической болезнью и контактов больных, создающих опасность заражения.
2. Административные правонарушения против общественной жизни: - экологические;
• в области промышленности;
• в области строительства;
• в области энергетики (например, повреждение электрических сетей);
• в сельском хозяйстве (например, нарушение правил борьбы с растениями-сорняками);
• на транспорте (например, безбилетный проезд);
• в области дорожного движения (например, превышение скорости);
• в области связи и информации (например, повреждение телефонов-автоматов);
• в области рынка ценных бумаг (например, нарушение правил ведения реестра);
• против общественного порядка (например, мелкое хулиганство);
• против общественной безопасности (например, стрельба из оружия в населенных пунктах);
• Бесхозяйственное использование земель;
• Самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства;
• Незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников;
• Засорение лесов бытовыми отходами и отбросами;
• Нарушение правил пожарной безопасности в лесах;
• Эксплуатация автомототранспортных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в выбросах.
3. Административные правонарушения против государства:
• против государственной собственности (например, нарушение правил пользования объектов культурного наследия);
• в области предпринимательской деятельности (например, занятие предпринимательством без государственной регистрации);
• в области финансов (например, нарушение порядка ведения кассовых операций);
• налоговые (например, нарушение сроков подачи налоговой декларации);
• таможенные (например, незаконное перемещение товаров);
• против государственной власти (например, неиспользование распоряжения судьи);
• в области защиты государственной границы (например, нарушение правил пересечения Государственной границы РФ);
• против порядка управления (например, проживание без регистрации).
Применение административного взыскания преследует следующие цели:
1) воспитание лица, совершившего административное правонарушение;
2) предупреждение совершения новых правонарушений самим правонарушителем (специальная превенция);
3) предупреждение совершения новых правонарушений другими лицами (общая превенция).
Административное право пытается воздействовать на правонарушителя разными методами. Прежде всего используется метод морального воздействия, затем - материального.