Эссе на тему: Современные психологические технологии в образовании - пример выполненной работы
Понятие 'технология обучения' на сегодняшний день не является общепринятым в традиционной педагогике. Технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических умственных ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Технология обучения — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий. Понятие 'педагогическая технология' шире, чем понятие 'методика обучения'. Технология отвечает на вопрос, как наилучшим образом достичь целей облучения, управления этим процессом. Технология направлена на последовательное воплощение на практике заранее спланированного процесса обучения. Многочисленные исследования доказали, что от выбранной педагогической технологии и степени ее правильности и приемлемости контингенту учащихся во многом зависит качество обучения. 'Веер' технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны. И наряду с этим в педагогической практике давно применяется термин 'активные методы и формы обучения'. Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня активности учебной деятельности учащихся. В последнее время получил распространение ещё один термин — 'интерактивное обучение'. Современная наука об образовании приблизилась к потребности в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе — развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности. В общем виде процесс обучения представляет собой процесс управления, т. е. воздействия на педагогическую систему, организацию знаний. Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся. В настоящее время существует множество психолого-педагогических технологий, различающихся по целям, задачам, структуре: методики ускоренного обучения: групповое обучение, обучающие игры и др. Многие из них используются не только в образовательном процессе, но и в других сферах. Развитие игровой ситуации является основным условием обучения. Под развитием понимается изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Для повышения эффективности обучающей игры технология ее применения должна отвечать определенной совокупности требований: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении обучающихся в игру; принцип развития игровой динамики; принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств обучающихся);принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос смысла игровых действий в реальный жизненный опыт играющих; принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил — от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания — к игровой инициативе, от локальных игр — к играм-комплексам, от возрастных игр — к безвозрастным, 'вечным'. Конфуций писал: 'Учитель и ученик растут вместе'. Игровые формы уроков позволяют расти как учащимся, так и наставникам. В процессе игры можно широко применять групповые и индивидуальные виды работы, проводить совместное обсуждение ситуации, осуществлять тестирование и опрос участников, создавать новые нестандартные ролевые ситуации, Иными словами, игра органично сочетает и позволяет использовать различные методы обучения, в том числе анкетирование, социометрию, “мозговой штурм” и другие. Дистанционное обучение возникло относительно недавно и именно благодаря этой новизне оно ориентируется на лучший методический опыт. Дистанционными принято считать такие формы обучения, которые предоставляют возможность исключить непосредственный личный контакт преподавателя с учащимися (или значительно ограничить), независимо от природы применения технических и прочих средств. В системе дистанционного образования студентам предоставляются все необходимые учебники и учебные пособия (иногда в виде видеокассет). Уровень подготовки специалистов достаточно высок и дает право получения квалификации бакалавра, магистра, доктора по искусствоведению, социальным и естественным наукам, по технологиям, математике, педагогике. Главное в дистанционном обучении — не просто использование компьютеров и других технических средств обучения, а разработка четких и продуманных обучающих программ, учебников и учебных пособий. Поскольку в настоящее время обучающие игры и дистанционное обучение вызывают особый интерес, именно их хотелось рассмотреть в данной работе. В методике выделяются следующие виды педагогических игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и т. д. Обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий обучения. В настоящее время в зависимости от сферы применения существуют различные модели обучающих игр. Так, в процессе обучения применяются лексические игры, для студентов существуют сюжетно-ролевые игры, для бизнесменов и руководителей — специальные тренинги. В процессе обучения применяются обучающие игры. Для повышения эффективности обучающей игры ее технология должна отвечать определенным требованиям: Игра должна соответствовать целям обучения; Имитационно-ролевая игра должна затрагивать практическую педагогическую (психологическую) ситуацию; Необходима определенная психологическая подготовка участников игры, которая бы соответствовала содержанию игры; Возможность использования творческих элементов в игре; Преподаватель(психолог) должен выступать не только в роли руководителя, но и как корректор и консультант в процессе игры.