Эссе на тему: Основы педагогики и психологии - пример выполненной работы
	 
Психология и педагогика: общность и различие Терминология В основе термина 'психология' лежат два греческих слова: 'психе' - душа, и 'логос' - понятие, мысль. Обычно это словосочетание переводится как 'наука о душе'. Этот термин начинает фигурировать в научных работах уже с X в. н.э. узаконил его Христиан Вольф в конце XYIII в. Термин 'педагогика' также взят из греческого языка, и дословно его можно перевести как 'ведение ребенка' ('paidos' - 'дитя' и 'agõ' - веду). Действительно первоначально этот термин обозначал раба в Древней Греции, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего хозяина и вел его в школу. Донаучный период психологии и педагогики Психология зародилась, как и многие другие современные науки, в недрах философии. И лишь чуть более ста лет назад была признана самостоятельной наукой. Причина вполне понятная: и психология, и философия имеют одни объект изучения - человека. С их помощью человечество познает самое себя. Педагогика начинала свое развитие как утилитарная, прикладная деятельность человека по передаче следующим поколениям общечеловеческого знания, накопленной предыдущими поколениями информации о мире и самих себе, а также правил поведения в обществе, его норм и традиций. Определения современной педагогики и психологии Современная психология представляет собой столь разветвленную систему знаний, что далеко отстоящие направления по-разному трактуют и предмет этой науки. Наиболее обобщенным определением науки психологии в отечественной психологии принято считать следующее. Психология - это наука, изучающая процессы активного отражения человеком объективной реальности в форме ощущений, восприятий, понятий, чувств и других явлений психики. Предметом психологии является создание субъективного образа объективного мира. Современная Психология представляет собой науку о воспитании и обучении человека. Понятие воспитания берется здесь в самом широком смысле, включая в себя и образование, и обучение и даже такую междисциплинарную категорию, как 'развитие'. Философско-методологические подходы к психолого-педагогическому изучению личности С.Л.Рубинштейн о бытии человека. С.Л.Рубинштейн предположил, что наиболее фундаментальной проблемой, решение которой позволит человеку разобраться в своих взаимоотношения с миром, является проблема соотношения бытия и человека, места человека в мире. До возникновения человека, на уровне неорганической и органической природы, в бытии не было разделения на объективное и субъективное. Когда появился человек, в бытии появилась двойственность объекта и субъекта. Отношение человека к его бытию связано с его отношением к другому человеку. Причем эти отношения взаимообусловлены. Поэтому в бытие человека включены еще и общественные отношения. Во взаимоотношении с этим другим человек вступает как существо активное, своими действиями преобразующее окружающую действительность. Сами эти действия детерминированы ситуацией, но в саму ситуацию включается и человек с его потребностями, интересами, склонностями. Активное включение человека в ситуацию предполагает, что человек анализирует ее, выделяет в ней те условия, которые должны быть соотнесены с требованиями, встающими пред ним, и задачами, выходящими за пределы этой ситуации. Действия человека, преобразующие ситуацию, детерминированы условиями, но вместе с тем, своими действиями человек изменяет обстоятельства. Изменяя ситуацию, преобразуя существующее, человек изменяется сам. Постоянно решая встающие перед ним задачи, человек преобразует ситуацию, осуществляет выход за ее пределы и включается в бесконечную систему новых взаимосвязей и взаимозависимостей, что является основой для самообразования и самовоспитания. В известном смысле бытие человека в каждые данный момент жизни опосредовано его отношениями ко всему тому, что порождено предшествующим развитием человечества, воплощено в продуктах деятельности народов, материальной и духовной культуре общества. Взаимоотношения человека и мира включает сознательную регуляцию поведения самим человеком. Это предполагает осознание человеком этого мира и тех действий, которые направлены на изменение его. Рубинштейн утверждал, что свобода - это господство, контроль человека над собственными влечениями, потребностями. Внешние условия вступают как необходимые условия жизни человека в обществе, но действуют эти условия на человека, лишь преломляясь через внутренние моральные установки личности. Внешние детерминации, выступая, как система моральных норм, диалектически связаны с внутренними условиями, тенденциями, влечениями и потребностями. Исходя из этого, С.Л.Рубинштейн предлагал не сводить только к организации системы внешних воздействий на человека. При их решении необходимо раскрывать систему внешних воздействий и тех внутренних условий, которые опосредствуют восприятие этих воздействий. Моральное воспитание не должно сводиться к голому морализированию, к предъявлению лишь требований извне. Оно должно выступать как процесс изменения условий жизни человека, как реальная организация поведения одного человека в соответствии с поведением другого. Мораль, таким образом, выступает не как нечто внешнее по отношению к существованию человека, а как характеристика его бытия, его взаимоотношений с другими людьми, включенными в это бытие. К.Д.Ушинский о педагогической антропологии. К.Д.Ушинский, великий русский педагог, своему главному труду 'Человек как предмет воспитания' (1895) дал подзаголовок 'Опыт педагогической антропологии'. Он предлагал рассматривать педагогику в широком и узком смыслах. В широком смысле педагогика - это педагогическая антропология, как круг наук о человеке, где 'излагаются, сличаются и группируются факты и те соотношения фактов, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека'. (Ушинский, 1895, т.1. с. YI). В круг этих наук, в первую очередь, автор включал психологию и физиологию, а также искусство и, собственно, воспитание в 'тесном' (термин Ушинского) смысле этого слова. В связи с этим он писал: 'Читая физиологию, на каждой странице мы убеждаемся в обширной возможности действовать на физиологическое развитие индивида, а еще более - на последовательное развитие человеческой расы… Пересматривая психические факты, добытые в разных теориях, мы поражаемся едва ли еще не более обширною возможностью иметь громадное влияние на развитие ума, чувств и воли человека, и точно так же поражаемся ничтожностью той доли из этих возможностей, которою уже воспользовалось воспитание' (там же, с. ХХY). Центральной для педагогической антропологии, рассматривающей развитие с позиции воспитания, становится '…мысль о том, что средства воспитательных влияний безграничны по своей мощи и многообразию и должны быть почерпнуты из самой природы человека, сил ее развития' (Ушинский, т.1, с. XXXIY). Б.Г.Ананьев о человекознании и основных проблемах педагогической антропологи. Ананьев, работавший над проблемой создания междисциплинарного комплексного подхода к изучению человека, определил его как 'человекознание'. Б.Г.Ананьев настаивал, что проблема человека в двадцатом столетии становится общей проблемой для всей науки в целом. Им отмечалось, что для научного изучения человека характерна все возрастающая дифференциация, специализация отдельных дисциплин, одновременно требуется для полного познания и противоположный процесс - это процесс интеграции знаний о человеке. Только на основе объединения различных наук, аспектов и методов исследования человека приведет к построению синтетических характеристик человеческого развития, так необходимых для практики.