Эссе на тему: В чём различие понятий систематичность и системность в обучении - пример выполненной работы
Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход особенно актуален в современном курсе предмета 'Информатика'.
Средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителей (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.), электронные цифровые ресурсы способствуют формированию деятельностного подхода в освоении предмета, готовят прочный фундамент при изучении базового курса информатики.
Системно–деятельностный подход формирует систему знаний по предмету. Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя.
Собственная учебная деятельность школьников – важная составляющая системно-деятельностного подхода. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность – такова и личность. Вне деятельности нет личности.
В системно-деятельностном подходе категория 'деятельности' занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система, включающая в себя три неразрывных компонента: мотивы, цели, действия. Согласно главному принципу системно-деятельностного подхода ученик должен получать знания не в готовом виде, а добывать их сам, при этом происходит осознание содержания и формы своей учебной деятельности, учащийся понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
Что же нужно для реализации системно-деятельностного подхода в преподавании информатики? Конечно изменение роли учителя в образовательном процессе
✓ учитель не столько главный носитель информации, сколько организатор деятельности, консультант, человек создающий условия для работы, партнер в образовательном процессе;
✓ учитель - координатор деятельности, задача учителя усложняется тем, что он обобщает сказанное детьми, находит выход из тупиковой ситуации;
✓ главная задача учителя - стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать минимальные успехи;
✓ необходимо стремиться сохранять на уроке стиль, тон отношений, создающие атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Осуществить переход от репродуктивного способа обучения к деятельности, в которой ключевой компетентностью является формирование и развитие у человека основ теоретического мышления. Развитию способности находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях, так как основной целью системно-деятельностного подхода в обучении является - научить не знаниям, а работе, действиям по достижению результата, поиску затруднений, их преодолению, исправлению ошибок и корректировке неточностей.
Системно-деятельностный подход включает в себя базовые образовательные технологии:
1) обучение на основе 'проблемных ситуаций';
2) проектная деятельность;
3) уровневая дифференциация;
4) информационно-коммуникационные технологии.
Системно-деятельностный метод обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания.