Эссе на тему: Отличие стратегического менеджмента от операционного менеджмента - пример выполненной работы
Понятие 'менеджмент' широко известно не только специалистам в области управления. В самом общем смысле менеджмент означает профессионализм или даже искусство в деле эффективного управления организацией.
Стратегический менеджмент является одним из направлений менеджмента, имеющим собственную специфику, инструментарий, методологические и методические основания.
Стратегический менеджмент, как управленческая концепция, получил развитие в 50-70-е годы прошлого столетия. В современных условиях функционирование организации как открытой системы, предполагает необходимость такого управления, которое обеспечивает взаимодействие с внешней средой и выстраивает соответствующую этому систему поведения. Данная система и получила название стратегического управления деятельностью организации.
Стратегический менеджмент - разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов.
Стратегия организации - взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам.
Формулировка стратегии, её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании. Стратегия может быть оформлена в виде документа (стратегического плана), но может быть зафиксирована только на вербальном уровне, где она выражается в виде определенных принципов, ценностей, норм поведения, не представленных документально, но неукоснительно соблюдаемых всей организацией.
Цель данной работы: изучение, обобщение и характеристика основных особенностей стратегического менеджмента.
Работа состоит из введения, трех частей, заключения и списка литературы.
Общий объем работы 20 страниц.
1.Определения стратегического менеджмента
Понятие 'стратегия' (от греческого strategos -- 'вести войска') имеет древнее происхождение, и первоначально использовалось исключительно в военной сфере. Сегодня стратегия -- это один из необходимых атрибутов эффективного бизнеса. Как показывает практика, ни одна компания в условиях конкуренции не может успешно существовать без ее четкой формулировки.
Если же говорить об определении понятия 'стратегия' в стратегическом менеджменте, то можно предложить следующее: стратегия организации -- это комплексный план управления, содержащий комбинацию методов организации бизнеса и ведения конкуренции, направленный на достижение организационных целей. А, в свою очередь, процесс управления разработкой и реализацией стратегии называется стратегическим менеджментом. Он реализуется посредством решения взаимосвязанных задач, представленных.
Определений стратегического менеджмента, которые акцентируют внимание на тех или иных аспектах этого сложного управленческого процесса, в научной и методической литературе представлено достаточное количество вариантов. Однако все они сводятся к одному из трех подходов:
анализ окружения, акцентирующий внимание на параметрах организационного окружения
цели и средства, основывающиеся на определении долгосрочных целей организации и путей их достижения
деятельностный подход, ставящий во главу угла деятельность по реализации стратегии.
Рассмотрим более подробно их содержание.
1. Анализ окружения. Примером такого подхода может служить определение, предложенное А.Роувом с соавторами, согласно которому стратегический менеджмент является 'процессом принятия решений, который объединяет внутренние организационные возможности с угрозами и благоприятными возможностями, предоставляемыми внешней средой'. Подобным образом определяют стратегический менеджмент также и Д.Шендел и К.Хаттен, рассматривая его как 'процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с этим окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям'. Этот подход тесно связан с методами стратегического планирования, привлекателен своей простотой в понимании последовательности действий менеджеров -- разработчиков стратегии, а также ясными и относительно несложными методологическими установками. Однако при его использовании зачастую внутренние возможности организации остаются незадействованными, хотя во многих случаях они могли бы успешно нейтрализовать угрозы, исходящие из внешней среды.
2. Цели и средства. Такое понимание природы стратегического менеджмента представлено, например, в определении У.Глука и Л.Джауха, согласно которому стратегический менеджмент -- это 'направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии (или стратегий) для оказания содействия в достижении корпоративных целей'. В данном случае использование слова 'направление' в связи с теорией принятия решений показывает, что стратегический менеджмент ставит своей целью разработку серии решений разного уровня, между которыми существует взаимосвязь и которые организованы в соответствии с определенным образом полагаемой иерархией их важности для достижения организационных целей. К этому подходу можно отнести и определение А.Томпсона и А.Стрикленда, определяющих стратегический менеджмент как 'план управления фирмой, направленный на укрепление ее позиций, удовлетворение потребителей и достижение поставленных целей', а также Дж.Пирса и Р.Робертсона, представляющих стратегический менеджмент как 'набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации'.