Эссе на тему: Нравственность – это разум сердца - Г. Гейне - пример выполненной работы
Нравственность — это термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению. В таком, более узком, смысле понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом.
Таким образом, если перефразировать Нравственность, чаще всего - это нормы поведения, которые приняты в обществе, нормы, которым должны следовать абсолютно все. При этом нормы поведения и нравственность - это абсолютно разные понятия. Самое главное их различие состоит в том, что нормы поведения - это внешняя составляющая морали, а нравственность - внутренняя, личная для каждого человека! Нравственности нельзя научить, как можно научить человека правильно вести себя за столом или правильно говорить! Нравственность - это границы, устанавливаемые человеком самому себе и чем больше ограничений, тем человек более нравственен. Сколько бы ни было плюсов в особой нравственности человека, есть в этом качестве и минусы. Многие люди обставляют себя различными совсем не обязательными ограничениями, тем самым лишая себя возможности узнать что-либо новое, испытать новые ощущения и эмоции. Нравственность не должна становится преградой, это качество, как одно из самых положительных в человеке, должно помогать ему добиваться своих целей, не переступая через свои принципы и позволяя человеку никогда не жалеть о сделанном и идти вперёд с гордо поднятой головой и чистой, как слеза младенца, душой! Многие из нас даже не задумывались о том, зачем нужна нравственность, мораль или нормы поведения. Вы, наверное слышали фразу:'Нормы поведения придуманы лишь для того, чтобы осложнить жизнь человека'. Это всеобщее заблуждение, так как именно нравственность и нормы морали делают нашу жизнь гораздо проще. Каждый, даже самый плохой человек имеет душу и совесть! нет ничего страшнее, чем муки совести, не так ли? Так вот именно в этом и помогает нам нравственность, следуя её законам мы лишаем себя 'радости' в очередной раз побеседовать с нашей совестью, которая так и норовит проесть наш мозг. Мы всегда должны следовать законам нравственности и гораздо лучше, если эти законы мы составим сами для себя, тогда мотив для их использования будет гораздо серьёзнее, а значит и жизнь свою облегчить Вам не будет ничего стоить!
К сожалениию, Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике.
Традиционные основы воспитания и образования подменяются 'более современными': христианские добродетели – общечеловеческими ценностями гуманизма; педагогика уважения старших и совместного труда – развитием творческой эгоистической личности; целомудрие и воздержание – вседозволенностью и удовлетворением своих потребностей; любовь и самопожертвование – психологией самоутверждения; интерес к отечественной культуре –интересом к иностранным языкам и традициям.
Эти новые ценностные установки оказывают определенное воздействие на систему нравственных эталонов детей, молодежи, общества в целом.
Улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей.
Пьянство, курение, детская проституция и беспризорность, негативный информационный поток, криминализация сознания, разрушение семьи – это кризис человеческой личности, это кризис нравственного чувства, это кризис потери ценностей.
И это страшно!
Поэтому, нравственному воспитанию школьников и дошкольников, необходимо уделять особое внимание. И не только педагогу дополнительного образования, учителю в школе, но и родителям. Целью же нравственного воспитания должно быть нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития. Эти цели конкретизируются в следующих задачах.