Эссе на тему: Образование как феномен культуры - пример выполненной работы
Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду. Разные науки изучают образование под своим углом зрения. В философии понятие 'образование' употребляется в значении общего духовного процесса формирования человека и результата этого процесса - духовного облика человека. Образование исследуется как культурно-историческое явление, средство сохранения, передачи и умножения накоплений духовной культуры человечества, народов, наций.
Психологию интересуют проблемы влияния образования на формирование личности, ее психики. Социальная психология рассматривает человека в качестве субъекта учебной деятельности в рамках образования как социальной организации. Ее интересует, как добиться того, чтобы организация образования не была чужда человеческой природе, какие законы и социальные технологии должны лежать в основе организации учебной деятельности, как система образования должна способствовать самоактуализации и саморазвитию человека, его нормальному социальному функционированию.
Социологию интересует социальная сторона образования: как благодаря образованию человек включается в те или иные социальные группы, занимает определенные позиции в социальной структуре общества, осваивает и выполняет разнообразные роли в обществе. Образование выступает историко-культурным феноменом менталитета общества, его сознания. В образовании создаются предпосылки для выявления и развития творческих способностей общества, для последовательной передачи накопленных обществом знаний, умений, культурного наследия всех поколений.
В последнее время все чаще говорят о кризисе образования. Кризис образования стал рассматриваться в контексте общемировой тенденции становления постиндустриальной культуры. Специалисты в этой области, начиная с теоретиков Римского Клуба, авторитетно заявляют, что потенциально этот конфликт содержит в себе скрытый порядок, смысл которого - неизбежность перехода в новую постиндустриальную эпоху. Образование, являясь 'производным' культуры, представляет собой ее определенную 'проекцию'. Характеризуя кризис образования, ученые отмечают, что 'в современной ситуации педагогика, созданная во времена Я.А. Коменского и ориентированная на модель культуры как фабрики массового производства, которая с самого начала исходила из принципа усреднения знаний и их временной раздачи по урокам, была хороша лишь для этой эпохи. Так трактуют ситуацию в образовании и современные ученые. Они отмечают 'болевые' точки несоответствия существующей образовательной модели современной культурной эпохе, среди которых принципиально обращают на себя внимание, следующие.
Во-первых, при современной диверсификации форм и способов познавательной деятельности стало все более проблематичным 'переводить' научные знания на язык школьных учебников. Объем знаний и количество дисциплин растут на несколько порядков быстрее, чем совершенствуются методы и содержание образования. Во-вторых, формирующийся ценностный плюрализм возвел в статус важнейшей ценности индивидуальность. Школа же, организуя образовательное пространство на коллективно-групповых началах, объективно не позволяет реализовываться индивидуальным траекториям развития личности ученика.
В-третьих, существующая ныне модель образования нацелена на третий уровень развития психики человека (А.Н. Леонтьев) - уровень интеллекта, тогда как уровень сознания (четвертый - высший) остается не принципиальной целью и 'осваивается' опосредованно, не благодаря, а часто вопреки организованной системе образования. В результате, освоив глубины знаний, человек, 'не обремененный' рефлексией, стал опасен сам себе, превратившись в образованного невежу.
Таким образом, суть кризиса современного образования - исчерпанность культурной адекватности образовательной парадигмы, созданной для индустриальной культуры. Поэтому перед обществом в целом и перед педагогами в частности возникла актуальная проблема приведения всех структурных звеньев образования в соответствие с признаками постиндустриальной культуры. А также очень важно понять, анализируя историю образования и воспитания, является ли сейчас воспитание и образование школьников и молодежи той же острейшей социальной проблемой, без которой невозможно нормальное развитие и совершенствование нашего общества?
Изменения в состоянии молодежи, произошедшие за последние годы, можно охарактеризовать таким образом: отсутствие высоких нравственно-социальных идеалов и жизненных целей и стремление к личному обогащению; падение авторитета государства, общества, культуры; снижение общей культуры молодежи; нежелание служить в армии и защищать Родину; плохая подготовленность к серьезному труду и семейным отношениям; неуважение к истории. Именно поэтому мы рассматриваем образование в контексте с культурой, образование как культурный феномен.