Эссе на тему: Цивилизация есть опыт обуздания силы - Х. Ортега- и -Гассет - пример выполненной работы
Хосе Ортега-и-Гасет (1883-1955), испанский мыслитель и общественный деятель в молодости изучал неокантианство, которое повлияло на его стиль мышления, приучило к трезвости и четкости мысли, классической завершенности формы. Хотя его мало интересовали проблемы собственно теории познания и философии науки, тем не менее неокантианское влияние определило его подход к более близким ему проблемам философии жизни, в центре исследований которой стояли вопросы человека, истории, культуры. Свою близость с данным направлением он подчеркнул, назвав свое учение рациовитализмом.
Витализм (от лат. vita - жизнь) - это, собственно, и есть философия жизни, где центральное понятие 'жизнь' достаточно многозначно и неопределенно. Жизнь есть прежде всего непосредственное переживание человека, в котором слиты воедино переживающий субъект (мое Я) и переживаемое содержание (предметно-вещественная сторона). И так как жизнь всегда открыта для живущего, то она постигается им непосредственно, интуитивно, то есть 'понимается', в отличие от внешних предметов, волений, процессов, которые подлежат 'объяснению' с помощью научных понятий. Это принципиальное разграничение понимания и объяснения (и соответственно знания гуманитарного и естественно-научного) составило один из краеугольных камней философии жизни.
Однако Ортега-и-Гасет не принял определения жизни через ее противоположность разуму, избегая крайностей философии жизни. Он искал их соединения, их исходного единства.
Понятие 'жизнь', по мнению Ортеги-и-Гасета, не может быть точным. 'Жизнь - это прежде всего хаос, в котором ты затерян'. Жизнь - это проявление витальной силы, которая сродни космической, это вечное движение, становление, изменение. А потому 'жизнь есть время'. Время как сущность жизни - это время необратимое, ограниченное, конкретно-историческое, неразрывно связанное с содержанием человеческой деятельности, а потому это - сама история.
В истории же действуют люди как существа разумные, мыслящие, стремящиеся к достижению определенных целей. 'Бесцельность отрицает жизнь, она хуже смерти. Ибо жить - значит делать что-то определенное, выполнять задание...' Выбор же цели, ее определение - это задача разума, который таким образом становится витальным разумом.
Рациовитализм Ортеги-и-Гасета - это учение о жизни как истории, которая нерасторжима с разумом, без него умирает. Функция витального разума - самоистолкование жизни, что выражается в созидании мировоззрений, определяющих ценностные координаты человеческой деятельности. Система ценностных ориентаций выступает как своего рода историческая иллюзия, определяющая человеческую деятельность, ее ориентиры, придающая ей смысл и цель, активность, направленность. В этом Ортега-и-Гасет видел суть перехода от 'человека мыслящего' к 'человеку изобретающему', который относительно свободен, но и несет ответственность за свое решение.