Внимание! студентцентр.рф не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Эссе: Свобода или смысл жизни

Подробности выполненного заказа

Тип: Эссе

Предмет: Философия

ЦЕНА:
750 руб.

#792200

Эссе с присвоенным номером '792200' было написано на тему 'Свобода или смысл жизни' по предмету 'Философия' по цене 750 руб. Заявка поступила 04.03.2017 специалисты приступили к выполнению заказа незамедлительно и к 06.03.2017 работа была полностью выполнена и передана клиенту. Защита работы прошла успешно.

Эссе на тему: Свобода или смысл жизни - пример выполненной работы

Как это ни покажется странным, но были времена, когда человек не осознавал своего «Я». Еще в прошлом веке в Индии были обнаружены глухие поселения, где коллективное «Мы» настолько преобладало над индивидуальным «Я», что даже оскорбление в свой адрес член общины воспринимал по отношению не к себе, а к общине.
Процесс вычленения индивидуального «Я» из коллективного «Мы» занял значительный отрезок времени в жизни человеческого рода. В чем смысл этого процесса? Человек познает самого себя, становится личностью.

Познание человеком самого себя проходит несколько фаз:
1. Познание своих потребностей и способностей.

2. Обретение свободы воли, свободы выбора и осознание их границ, осознание ответственности, связанной со свободой.

3. Обретение достоинства, то есть внутреннего убеждения в ценности своей личности.

4. Обретение смысла жизни.

Осознание индивидом своих потребностей и способностей к определенным видам деятельности обнаруживается уже во времена варваров. Круг и тех, и других достаточно узок, он связан с выживанием, борьбой за территорию для охоты и т.д. У людей нет свободы выбора, они должны подчиняться жесткой групповой дисциплине (рода, племени). Даже вождь действует, скорее следуя обычаю, который не смеет нарушить, чем на свое усмотрение.

По мере роста уровня жизни, совершенствования орудий труда, производства и охоты возрастает автономность отдельного индивида: он теперь способен сам, один охотиться на зверя или выращивать злаки, ковать топоры и т.д. Одновременно расширяется круг его потребностей, и возникает спрос на новые способности. Человек обретает свободу выбора, в своих действиях он может руководствоваться собственной волей, не подчиняясь воле других. Это состояние и называется свободой.

Свобода
Свобода воли означает, что у личности нет препятствий к достижению поставленных целей. Слово «свобода» означает отсутствие внешних препятствий, прежде всего давления чужой воли, слово «воля» означает готовность личности к преодолению внутренних препятствий - сомнения, страха, лени, неуверенности в себе и т.д.

Стремление к свободе - одно из самых сильных человеческих чувств. Со свободой человек связывает осуществление своих жизненных планов, возможность по собственной воле избирать жизненные цели и пути их достижения.

Но человек не обладает и не может обладать абсолютной свободой. Она ограничивается многими обстоятельствами, которые в науке принято называть факторами.

Во-первых, способностями человека. Как бы он ни желал стать великим художником и ни употреблял на это свою свободу, но, если у человека нет способности к рисованию, цели он не достигнет. Впрочем, как правило, в таком случае он и не будет ставить перед собой подобную жизненную цель, а направит свою свободу и волю на достижение целей, действительно соответствующих его способностям.

Во-вторых, свободу человека ограничивает его социально-экономическое положение. Рабы и крепостные были практически лишены свободы. Но и в настоящее время, когда граждане государств мира могут свободно путешествовать из страны в страну, большинство из них не имеют возможности воспользоваться этой свободой из-за того, что нет средств.

В-третьих, нельзя жить в обществе, будучи свободным от него. Каждый человек постоянно соприкасается с другими людьми, и ему необходимо считаться с ними. Поэтому существует моральное ограничение свободы: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Или в эту фразу можно вставить два «не»: «Не поступай с другими так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали с тобой». Эти жизненные правила называются «моральным императивом», то есть обязательным требованием морали, нравственности. Нарушение этого морального императива ведет к произволу, то есть злоупотреблению свободой в ущерб другим. От произвола защищает не только моральный, но и юридический, государственный закон. В Конституции Российской Федерации (ст. 17) сказано: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

Ответственность
Надо сказать, что человеку нелегко нести бремя свободы. Ведь если он свободен в своих действиях, то он отвечает и за их последствия. А кто же еще? Свобода всегда реализуется человеком «на свой страх и риск». Поэтому далеко не все люди готовы воспользоваться своей свободой, они стараются не принимать самостоятельных решений, чтобы не брать на себя ответственность за последствия, а перекладывают это бремя на других, чтобы самим ни за что не отвечать.

Однако для тех, кто считает себя настоящей личностью, свобода - это великое благо, она дает возможность человеку полностью раскрыть свои возможности, а чувство ответственности лишь стимулирует напряжение всех сил для достижения цели. Свобода не может быть безответственной. И это касается всех сторон жизни человека, всех видов его деятельности. Свобода безответственного человека опасна для общества.

Есть одна сфера свободы, где личность может с успехом в любых условиях сопротивляться ее ограничениям, - это свобода мысли. Даже тюрьма не может лишить человека свободы мысли. Свобода мысли является предпосылкой любого творческого дела. Для создания нового надо уметь отказаться от старых представлений. Свобода мысли - это умение самостоятельно осмыслить любое явление, иметь свое мнение даже вопреки мнению большинства или мнению авторитетных, уважаемых вами людей. Когда-то Аристотель в полемике со своим учителем сказал: «Платон мне друг, но истина дороже». Ученики Платона, зачарованные его мыслями, бездумно повторяли их, не подвергая собственному анализу. Аристотель подверг их сомнению - и это был акт свободы мысли - и установил, что учитель ошибается.

Человек испытывает огромное влияние чужих мнений, теорий, учений, религиозных верований, предрассудков. Западая в сознание человека, они могут лишить его свободы мысли или резко ограничить ее. Человек, который подчиняется чужим мнениям, идеям, верованиям не пытаясь их самостоятельно осмыслить, называется конформистом.

Важными качествами свободной личности являются честь и достоинство. Честь - это высокая положительная оценка личности в глазах окружающих, оценка, которой человек гордится и считает ее заслуженной. Достоинство - это самоуважение, человек считает себя достойным других людей, достойным их уважения. Честь и достоинство - это те категории, по которым оценивается человек и сравнивает себя с другими людьми. Для свободной личности этой мерой является равенство всех людей и их оценка по заслугам. Уважение чести и достоинства является важной предпосылкой нормального общения людей. Всякое умаление или унижение чести и достоинства вызывает защитную реакцию у свободной личности и осуждение окружающих. Закон также защищает личность от унижения ее чести и достоинства. Если обиженный человек сносит оскорбления и унижения своего достоинства, значит, он еще не «созрел» как свободная личность.

Смысл жизни
Высшей фазой, высшей точкой познания человеком самого себя и становления свободной личности является обретение смысла жизни. Как свободная личность распорядится своей свободой, какую изберет жизненную судьбу, какие цели поставит перед собой? (Заметим, что несвободный человек не может обрести смысл жизни, потому что не распоряжается своей судьбой, ему смысл жизни определяют те, кому он подчинен.) Конечно, не следует думать, что каждый человек специально размышляет: а каков смысл моей жизни? Он не формируется теоретически, а складывается практически из конкретных целей человека, которых он стремится достичь. Предаваться ли эгоистическим удовольствиям или стараться для блага своего, своей семьи, друзей, общества? «Иметь» или «быть»? Так сформулировали философы этот вопрос. «Иметь» - значит стремиться к материальному обогащению, к обладанию вещами и деньгами, к накоплению материального богатства ради богатства, а не ради его потребления. Прототипом такого человека является Скупой рыцарь из одноименной пьесы Пушкина: его любимым делом и самым сильным переживанием было созерцание сундуков с золотом. «Быть» - значит реализовать все свои способности, заниматься любимым делом, раскрыть все свои человеческие качества: любовь к ближним, заботу о детях, дружбу, наслаждение прекрасным и т.д. Жизнь, прожитая таким образом, является вкладом в очеловечивание человечества, о чем мы говорили выше.

Конечно, нельзя абсолютно противопоставлять «иметь» и «быть»: ведь для того, чтобы «иметь», надо хотя бы немножко «быть», а для того, чтобы «быть», неплохо кое-что иметь. Все дело в том, что считать целью, а что средством. Человек, целью которого является обладание материальным богатством, подчиняет все свои способности этой страсти, становится рабом вещей, в нем развиваются алчность и скупость, а утрата вещи представляется ему катастрофой. Для человека с установкой «быть» вещи тоже необходимы, да и богатство не помешает, но для него - это средства к полноценной жизни и реализации своих способностей и нематериальных интересов. Богатства, которые превосходят его потребности, он часто использует в различных общественно полезных целях. Так, московский купец П. Третьяков основал художественную галерею (музей), которая теперь носит его имя. Фабрикант С. Мамонтов содержал художественную галерею и оперный театр. Широко известны имена меценатов М. и С. Морозовых, А. Бахрушина и др. В 1997 году знаменитые российские хоккеисты Фетисов, Ларионов и Козлов внесли большие суммы денег для закупки амуниции для юных российских хоккеистов.

Люди редко задумываются о смысле жизни в молодые годы. Они вспоминают о нем тогда, когда уже бывает поздно и ничего нельзя исправить.

роблема смысла человеческого бытия, человеческой жизни одна из самых сложных и неоднозначно решаемых. Речь идет прежде всего о личностном отношении к жизни, об осознании целей и задач человеческого существования, о соотнесении индивидом своей позиции с выработанной в обществе системой ценностей, о степени включения (или невключения ) себя в социальную жизнь.

При рассмотрении всех этих вопросов оформились две позиции: позитивная и негативная.

Позиция позитивная признает тот или иной вариант смысла человеческого бытия;

Позиция негативная отрицает существование этого смысла вообще.

Такого рода негативная позиция проявилась еще в ветхозаветной библейской книге 'Екклезиаст', автором которой считается царь Соломон. Эта позиция выражена в знаменитом изречении из этой книги: 'Все суета!', подчеркивающем бессмысленность человеческого бытия.

В современной философии отпечаток этой позиции во многом присущ экзистенциализму. Так, крупнейший представитель французского экзистенциализма Альбер Камю, с одной стороны, убежден, что мир хаотичен и абсурден и столь же абсурдна вера в смысл жизни.

Однако, с другой стороны, Камю все же находит смысл бытия в бунте против абсурда. Именно такой бунт способен, по его мнению, придать осмысленность действиям человека.

Этот поворот Камю к признанию, хотя и с оговорками, возможного смысла в действиях человека дополняется большим числом публикаций в западной философской литературе, в которых безоговорочно провозглашается абсурдность, и поэтому, бессмысленность любой человеческой деятельности в виду отсутствия у нее какой-либо объективной направленности. Такая точка зрения получила в XX столетии немалое распространение.

Особое место проблема смысла жизни занимает в религиозных воззрениях.

Религиозное понимание смысла человеческого бытия связано не с эмпирической внешней жизнью мира, а с областью внутренней, духовной жизни человека. Именно преодоление мирской бессмыслицы делает бытие верующего человека осмысленным в его стремлении использовать дарованную Господом возможность сохранить бессмертную душу и достичь вечной жизни как абсолютного добра. Обретение подлинного смысла жизни с религиозных позиций связано с подавлением человеком своего 'животного', 'тварного' начала и с приобщением к Богу. Как отмечал русский мыслитель С.Л.Франк, 'преодоление мировой бессмыслицы истинно сущим смыслом жизни – это добровольное самоуничтожение своего тварного существа ради торжества в нас нашего божественного существа'.

Упор на нравственное содержание смысла человеческой жизни был сделан В.С.Солоьвевым, который соединил религиозный подход к рассматриваемой проблеме с философскими исканиями. По Соловьеву, нравственный смысл человеческой жизни состоит в процессе совершенствования ее духовных оснований и ее социальной сущности. Этот процесс, тем не менее, связан как полагал Соловьев с совершенствованием ее на началах добра. Следовательно, смысл жизни состоит, с этих позиций, в обретении добра. Для мыслителя 'показать добро как правду' - значит найти 'единственный правый, верный себе путь жизни во всем и до конца', а условия достижения истинной жизненной цели представляют собой определенные нравственные нормы, которым следует сознательно поставивший себе эту цель человек.

Похожие темы эссе выполненных ранее