Эссе на тему: Интуиция в процессе экономического познания - пример выполненной работы
В получении нового знания большую роль играют логическое мышление, способы и приемы образования новых понятий, законы логики. Но опыт познавательной деятельности свидетельствует, что обычная логика во многих случаях оказывается недостаточной для решения научных проблем. Важное место в этом процессе занимает интуиция, сообщающая познанию новый импульс и направление движения.
Проблема интуиции имеет богатейшее философское наследие. Немногие философские проблемы в своем развитии претерпевали такие качественные изменения и подвергались анализу представителей самых различных областей знания.
Вопрос об интуиции часто оказывался предметом острой борьбы между представителями материализма и идеализма. Вокруг него образовался целый круговорот нередко исключающих друг друга концепций.
Интуиция как специфический познавательный процесс, непосредственно продуцирующий новое знание, выступает столь же всеобщей, свойственной всем людям (правда, в разной степени) способностью, как и чувства, и абстрактное мышление. Именно поэтому, выбранная мной тема, кажется мне актуальной.
Интуиция в истории философии
Вплоть до XVIII — XIX веков интуиция, ее природа и механизмы являются предметом исключительно философского (дискурсивного, рассуждающего) исследования. В конце XIX века феномен интуиции начинает проникать в область интересов психологов, и, в соответствии с общим направлением развития психологии в этот период, в их подходе к интуиции просматривается стремление найти пути её экспериментального моделирования и изучения. Вместе с тем конкретно-психологические исследования интуиции весьма малочисленны, в первой половине XX века проводятся эпизодически, более оживляются после 60-х годов, на рубеже XX и XXI веков становятся заметными на фоне общей психологической проблематики.
Формирование представлений об интеллекте в истории философии и психологии
Формирование представлений об интеллекте в истории философии Истоки двух альтернативных традиций теоретизирования относительно понятия ... интеллектуально одаренными людьми - потенциальными носителями нового знания. Во-вторых, интеллектуальное творчество, будучи неотъемлемой ... оказывают влияние разнообразные личностные факторы. Специфическая же роль интеллекта заключается в том, что интеллект ...
Однако и в настоящее время число психологических диссертаций, посвященных интуиции, уступает числу философских диссертаций на ту же тему.
Можно выделить два глобальных периода в развитии представлений об интуиции:
1. Философский, от VI в. до н.э. до середины XIX века.
2. Период конкретно — психологического анализа интуиции на основе объективно-экспериментального метода.
Одновременно развивается духовно-религиозное направление в понимании интуиции, рассматривающее ее как механизм веры.
Философский период. Длительная история развития философских представлений об интуиции и в начале XXI века не позволяет констатировать единства взглядов на проблему. Весьма примечательно, что именно на рубеже XX — XXI веков усиливается стремление философов к пониманию феномена интуиции, свидетельством чего может служить 'всплеск' посвященных его анализу диссертационных исследований.
Корни философского понимания интуиции усматриваются во взглядах великих философов античности и средневековья — Платона, Аристотеля, Плотина, Августина Аврелия, Фомы Аквинского.
Теснейшая связь средневековой философии с религией приводит к тому, что интуиция начинает рассматриваться как способ божественного созерцания и озарения в целях непосредственного слияния с Богом.
Феномен интуиции подробно обсуждается представителем раннехристианской философии Августином Блаженным (350 — 430).
В своей гносеологии (теории познания) Августин — иррационалист: душа человека — хранилище достоверных и истинных знаний, ибо открываются они человеку через откровение. Однако Истина открывается только при условии активности души. Главный источник знаний — Откровение, вера выше разума: 'Верь, чтобы знать'.
В определенной степени новое понимание интуиции в идее о существовании двух знаний представлены у выдающегося представителя схоластов позднего средневековья Фомы Аквинского (1225 — 1274).