Эссе на тему: Язык как семиотическая система - пример выполненной работы
Именно из семиотической прагматики развилась теория речевых актов, в соответствии с которой язык понимается как особого рода действие. Наибольший интерес представляет собой взаимосвязь и взаимодействие трех выделенных аспектов семиозиса. Моррис показывает зависимость каждого из измерений от двух других, их взаимообусловленный характер. Так, изучение семантики невозможно без развитой синтаксической структуры, потому что именно границы сочетаемости знаков задают пределы возможной интерпретации их значений. В свою очередь синтаксическая сочетаемость определяется допустимой семантической связью. Прагматика связана с семантикой и синтаксисом через социально санкционированные формы языкового употребления и, следовательно, смыслопорождения. Более того, связи внутренних компонентов языкового знака с внешними объектами также могут вести себя по-разному. То есть семантическая компонента семиозиса может выражаться как синтаксическими, так и прагматическими средствами. Образ предмета, концепт, по отношению к знаку вполне может вести самостоятельное существование. Однако план содержания этого образа в ля говорящего постоянно обогащается новыми ассоциациями, коннотациями. Акустический же состав, материальная оболочка знака, остается постоянным. Такой же постоянной и неизменной сохраняется и его связь с внешним звуковым комплексом, поскольку произнося слово, человек каждый раз его тоже слышит. Таким образом язык предстает как знаковая система, цельность которой обусловлена самим характером семиотических свойств знака, обнаруживаемых в единстве семиозиса. Заключение
Нет в мире другого такого предмета, который подлежит рассмотрению со стольких разных точек зрения и в столь многих аспектах и ракурсах, как язык. Язык как предмет исследования затрагивается либо напрямую, либо в том или ином аспекте целым множеством наук и научных дисциплин. Интерес к языку обусловлен во многом его универсальной ролью в человеческом бытии: язык участвует абсолютно во всех проявлениях человека в мире либо как средство оформления и выражения человеческого отношения к реальности, либо как сама реальность, подлежащая преобразованию. Семиотическое видение языка является вполне правомерным наряду с тем, как тематизируют язык лингвисты, логики или психологи-когнитивисты. Язык, понятый как знаковая система, с одной стороны обретает возможность быть исследованным в тех аспектах, которые не являются релевантными задачам чистой лингвистики, хотя следует отметить, что тезис о знаковом характере языка современной лингвистикой давно принят и развит. Знак представляет собой единство означаемого и означающего. Знаки носят конвенциональный характер и формируются в рамках коммуникативного процесса. Язык, рассмотренный с семиотической точки зрения, предстает как системное образование, чья внутренняя взаимосвязь обусловливается свойствами самого языкового знака, существующего в трех измерениях: синтаксическом, семантическом и прагматическом. Взаимозависимость этих трех семиотических уровней языка друг от друга делает языковой знак наиболее универсальным средством коммуникации, поскольку именно в языковом знаке пересекаются соотношение с действительностью и говорящим человеком. Признание за языком семиотической природы позволяет таким образом наиболее полно сформулировать общие законы, управляющие знаковым существованием человека. Язык как семиотическая система обладает всеми характеристиками, присущими любой семиотической системе. Но с другой стороны, язык — это универсальная знаковая система, которая в отличие от искусственных семиотических систем, обладает способностью выразить практически любое содержание за счет взаимной обусловленности и взаимовыразимости его семиотических измерений. Это свойство ставит естественный язык над всеми другими семиотическими системами. Использованная литература: Зубкова Л. Г. И. А. Бодуэн де Куртенэ и Ф. де Соссюр: антитеза системного и аспектирующего структурного подходов к языку. // Бодуэновские чтения: Бодуэн де Куртенэ и современная лингвистика.