Эссе на тему: Профессиональные компетенции как единство временных и профессиональных характеристик - пример выполненной работы
В современном мире всё чаще поднимаются вопросы о профессиональной компетентности. Так что же такое профессионализм и профессиональная компетенция?
Под профессионализмом понимается умение людей эффективно и надёжно выполнять сложную деятельность в различных условиях, самостоятельно ставить профессиональные цели, по своей инициативе развивать способности, иметь высокий уровень мотивации и саморегуляции, и это особое мировоззрение человека.
Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.
Необходимой составляющей профессионализма является профессиональная компетентность.
Понятие 'компетентный' в словаре Ожигова определяется как 'осведомлённый, авторитетный в какой – либо области'
Моя область - это педагогика, поэтому передо мной встал вопрос о профессиональной компетентности учителя.
В педагогической науке, на данный момент, нет единого подхода к определению единого понятия профессиональная компетентность педагога.
Исследователь Маркова считает, профессионально компетентным такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обучении и воспитанности школьников.
Учёный Зеер в своих исследованиях отмечает, что знания, умения и опыт определяют компетентность человека, а способность мобилизовать их обуславливает компетенцию образованной, профессионально успешной личности.
Профессионально успешная личность, по мнению Н.А. Эверт, должна испытывать потребность в самопознании как способа совершенствования своей деятельности.
Мне кажется, что готовностью к самопознанию и саморазвитию должен обладать каждый педагог, который работает в современной школе. Компетентность учителя заключается в умении организовать обучение учащихся таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и проводить дискуссии, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения, мотивировать учащихся на более высокие достижения.
Оценивая собственную педагогическую деятельность, я понимаю, что такое обучение возможно только в личностно-ориентированном подходе. Реализуя личностно-ориентированное обучение, я ставлю перед собой основную цель - содействовать становлению ребенка, его индивидуальности, духовности, творческого начала. Ребенок должен определить собственную личную позицию в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить интересующие его проблемы, освоить способы их решения. Моя задача помочь ему в этом.
Позитивно – эмоциональный климат на уроке помогает реализовать личностный подход, выстраивать общение с учащимися как двусторонний процесс, при котором мы становимся полноправными партнерами. Каждый школьник на уроке должен достичь своей цели, выбрав свой собственный путь, в обучении, задав себе тот алгоритм, который удобен ему, поверить в собственные силы, получить справедливую оценку за свой труд. Личностно-ориентированная педагогика и здоровьесберегающие технологии – вот то, что, по моему мнению, должно стать совершенно обязательным в любой школе и для каждого профессионального учителя.
Оценивая свой профессиональный рост, я отмечаю в себе растущий интерес к психологическим знаниям. Если раньше я более всего внимания уделяла содержанию урока, его логической последовательности, рациональности распределения времени, приемам и методам, и считала, что это главное, то в последние годы мои приоритеты изменились.
Теперь те же приемы и методы, та же методика применяются мною более качественно и более эффективно. Я использую современные технологии, при этом ориентируюсь на позитивное сотрудничество, опору на самостоятельную познавательную деятельность и активность учащихся. Использую проблемное обучение, дифференциацию, активизацию познавательной деятельности для развития мышления, логики, осознанной памяти.
На уроках стараюсь использовать групповую работу для развития взаимопомощи, коммуникативных умений. Возросло воспитательное значение моих уроков. Мне хочется, чтобы ученики на уроке получали удовлетворение от общения, от собственной деятельности, и уходили с урока с чувством возросшего собственного достоинства. На уроках я стремлюсь научить детей видеть и радоваться всему прекрасному, что нас окружает.