Современные гуманистические воспитательные системы при разных концепциях, положенных в их основу, так или иначе выходят на идею педагогической поддержки, которая получает все более широкую известность в педагогике. Понятие 'педагогическая поддержка' имеет различное понимание. Это деятельность различных служб общества, занимающихся охраной и защитой социальных прав детей. В том смысле, в котором дальше будет рассматриваться этот термин, — система педагогической деятельности, раскрывающая личностный потенциал человека, включающая помощь ученикам, учителям, родителям в преодолении социальных, психологических, личностных трудностей. Процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни (О. С. Газман).
Педагогическая поддержка — это особая технология образования, отличающаяся от традиционных методов обучения и воспитания тем, что осуществляется именно в процессе диалога и взаимодействия ребенка и взрослого, и предполагает самоопределение ребенка в ситуации выбора и последующее самостоятельное решение им своей проблемы.
Автор этой концепции О. С. Газман определил данное направление в педагогике как педагогика свободы, цель которой разработать средства для формирования свободоспособной личности.
Проблема образования личности в педагогике свободы выступает как проблема индивидуального саморазвития, а педагогический процесс как субъект-субъектные отношения, сотрудничество, сотворчество взрослого и ребенка, в которых доминирует равный, взаимовыгодный обмен личностными смыслами и опытом. Достойная человека цель воспитания — развитие его как свободной индивидуальности, понятой не как самодостаточность, независимость каждого от всех, а как такая свобода, которая реализуется через ответственное служение другим, обнаруживается в связях с другими людьми.
Педагогика поддержки — это реальная понимающая педагогика, которая в отличие от педагогики воздействия может эффективно решать задачи изменения личностных качеств ребенка и взрослого, поскольку они оба гибко меняют свое поведение и сообща строят пространство сотрудничества.
Условия обеспечения педагогической поддержки:
• согласие ребенка на помощь и поддержку;
• опора на наличные силы и потенциальные возможности личности и вера в них;
• ориентация па способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия;
• совместность, сотрудничество, содействие;
• конфиденциальность (анонимность);
• доброжелательность и безоценочность;
• безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства;
• реализация принципа 'Не навреди';
• рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату. Факторы, обусловливающие развитие гуманистической позиции педагога (В. П. Бедерханова).
1. Субъективные, или личностные, внутренние, связанные с самоосознанием педагога, его самоактуализацией, принятием им основных гуманистических ценностей, развитием рефлексивных и проективных способностей; направленностью, компетентностью, умелостью, удовлетворенностью, творчеством. Эту группу факторов можно обозначить через следующие признаки:
• потребность в личностном саморазвитии; принятие себя и ребенка;
• позитивное ценностное отношение к себе;
• отношение к другому как самоценности;
• уверенность в возможностях и способностях каждого ученика;
• установка на личностное поведение вместо ролевого; отказ от 'долженствования' и соответствия чужим ожиданиям;
• мотивационная направленность на другого;
• готовность к открытому общению;
• установка на диалог;
• способность открыто выражать свои чувства;
• эмоциональная саморегуляция;
• способность к взаимодействию;
• эмпатийное понимание вместо оценочного;
• чувство эмоционального настроя группы и человека, принятие его;
• восприимчивость к мере изменений, происходящих в личности и ее деятельности;
• осознание ответственности за собственный выбор;
• педагогический такт, деликатность;
• общая положительная направленность на педагогическую профессию.
2. Объективные, или внешние, связанные с требованиями профессиональной деятельности, осуществляемой в гуманистической парадигме. Они выступают регулирующей основой профессионального и личностного самоопределения и развития педагога, который:
• ориентирован на развитие ребенка (ученика, воспитанника, студента);
• создает условия для самоопределения, самореализации; помогает в личностном развитии; актуализирует мотивационные ресурсы человека;
• владеет технологией индивидуальной и групповой работы;
• активно участвует в групповом взаимодействии;
• выступает как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью;
• умеет работать в диалогических формах и в ситуации выбора;
• обеспечивает сотрудничество в принятии решения между всеми участниками образовательного процесса;
• использует договор как способ взаимодействия с другими людьми;
• умеет 'работать с целями' разных участников взаимодействия;
• создает доверительную атмосферу по взаимодействии;
• хорошо знает самого себя, анализирует результаты собственной деятельности; способен ее перестраивать;
• учит учиться, самостоятельно решать свои проблемы;
• способен брать на себя ответственность.
3. Объективно-субъективные, связанные с организацией профессиональной среды, профессионализмом руководителей, качеством управления образовательной системой. К ней относятся:
• наличие рефлексивно-инновационной среды в образовательной системе; совместное проектирование образовательного процесса всеми его участниками;
• атмосфера образовательного учреждения, характеризующаяся доверительностью, открытостью, совместной деятельностью детей и взрослых, совместным творчеством; организация личного опыта жизни и работы самих взрослых в условиях свободы и ответственности; 'проживание в гуманистической парадигме' (сборы, клубы, организация отдыха, проведение обучающих семинаров);
• объективизация в педагогическом сообществе личностных ценностей и смыслов; наличие обратной связи о состоянии, развитии, трудностях и проблемах всех членов образовательного процесса; психологизация всего образовательного процесса;
• управление по 'горизонтальному принципу'; личностно-ориентированный подход в организации методической службы; открытость образовательной системы, включение в анализ деятельности общественной экспертизы как средства гуманитарной поддержки.