Эссе на тему: Организация игрового обеспечения на уроках математики в общеобразовательных учреждениях - пример выполненной работы
Введение Актуальность. Человечеством накоплено огромное количество занимательных задач для младшего школьного возраста, чтобы увлечь детей. Полюбить математику - это значит полюбить математическую деятельность и математическое мышление, что на современном этапе может лечь в основу моделирования процессов окружающего мира, составления жизненной концепции и грамотного выбора деятельности. Поэтому привить любовь младших школьников к математике, используя всю систему педагогических методов, - непростая, но очень важная в настоящее время задача учителя. На современном этапе, учитывая важность личностного свободного выбора современного гражданина, преподаватель должен уметь так организовывать процесс обучения, чтобы вызвать максимальный интерес ученика к предмету. педагогический занимательность воспитательный Можно утверждать, что существующие учебники по математике для начальной школы вполне успешно формируют и достаточно активно развивают логические умения учащихся, но при этом умственная инициатива, присущая творческим элементам мышления, отстает. Сложные приемы, связанные с абстрактными понятиями, усвоенные в процессе обучения, применяются учениками начальной школы достаточно уверенно, но при этом дети зачастую проявляют беспомощность в совершенно не сложных ситуациях, не требующих особых знаний. Поэтому большое внимание в научных исследованиях в последнее время уделяется решению так называемых занимательных заданий, нестандартных задач. В начальной школе без занимательности, особенно на уроках математики, не обойтись. В структуре занимательных задач предусмотрено проявление детьми таких характеристик мышления, как догадка, смекалка, сообразительность, любопытство. Следует чаще использовать на уроках забавные задачи и загадочные истории. Известный популяризатор математики Я.И. Перельман считал, что 'особенность занимательной науки заключается в том, что 'приемы ее не исключают работы ума, а, напротив, побуждают мысль работать' . Современные психологи, математики-методисты высказывают положительное отношение к занимательному материалу, который имеет большое значение для умственного развития и является превосходным способом пробудить интерес у учащихся к изучению математики. Несмотря на то, что необходимость обучать учащихся навыкам решения нестандартных, занимательных задач объективно существует, данному вопросу не уделяется должного внимания, о чем свидетельствуют многочисленные данные. Для устранения существующего противоречия между необходимостью развития высокого уровня творческих способностей учащихся и не вполне отвечающими этой цели содержанием и ориентацией школьной программы по математике возникла необходимость в соответствующем теоретико-экспериментальном исследовании. Этим и определяется актуальность данного исследования. Проблема исследования заключается в выявлении возможностей системы специально подобранных занимательных задач по математике для начальной школы, ориентированных на развитие познавательной активности детей. Цель исследования: подобрать занимательные упражнения для учащихся начальной школы с целью развития у детей познавательной активности и познавательного интереса. Объект исследования: процесс обучения математике в начальной школе. Предмет исследования: использование элементов занимательности на уроках математики в начальной школе. Гипотеза: систематическое обучение учащихся начальных классов решению занимательных задач в курсе математики позволит повысить уровень познавательной активности учащихся. В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования: 1.Выявить особенности развития детей младшего школьного возраста. 2.Рассмотреть понятие занимательности, ее виды и особенности. .Определить значение игры для младшего школьника. 4.Теоретически обосновать и апробировать методику эффективного использования элементов занимательности на уроках математики в 4 классе. 5.Разработать методические рекомендации для учителей начальных классов по использованию на уроках математики элементов занимательности. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого- педагогической и методической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент. Практическая значимость исследования - в работе представлены задания и игры занимательного характера, которые можно использовать при проведении уроков по математике в 4 классе. Структура. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.