Эссе на тему: Диалог как основа педагогического общения - пример выполненной работы
На сегодняшний день основными формами педагогического общения в континууме 'педагог-ученик' являются:
• монолог;
• диалог;
• дискуссия;
• полилог.
Монолог - форма высказывания без ориентации на собеседника. Сумма потерь информации при монологическом сообщении может достигать 50%, а в некоторых случаях и 80% от объема исходной информации. Монологичность в общении воспитывает людей с малоподвижной психикой, низким творческим потенциалом. Исследования же показывают, что наиболее эффективной формой общения является диалог.
Диалог предполагает свободное владение речью, чуткость к невербальным сигналам, способность отличать искренние ответы от уклончивых. В основе диалога - умение задавать вопрос себе и другим. Вместо того чтобы произносить безапелляционные монологи, гораздо эффективнее преобразовать свои идеи в форму вопросов, апробировать их в беседе с коллегами, посмотреть, поддерживаются они или нет. Уже сам факт вопроса демонстрирует желание участвовать в общении, обеспечивает его дальнейшее течение и углубление.
В диалогических отношениях существуют две формы диалога:
• внутренний;
• внешний.
Для возникновения внутренней и внешней форм диалога необходимо создание педагогом специальных условий.
При создании условий для внутреннего диалога можно проектировать ситуационные задачи следующего характера:
• выбор решения из альтернатив;
• разрешение проблемных ситуаций;
• поиск суждений относительно определенного факта или явления;
• решение задач неопределенного характера (не имеющих однозначного решения);
• выдвижение гипотез и предположений.
Для создания условий внешнего диалога проектируются:
• вопросительный образ общения;
• обмен мнениями, идеями, позициями;
• дискуссии;
• коллективная генерация идей; оппонирование идей, предложений, доказательств;
• полифункциональный анализ идей и гипотез;
• творческие мастерские.
Для стимулирования внешнего диалога заранее предполагается для каждого из участников:
• противоречивость;
• возможность оценки;
• вопросительность;
• возможность выразить свою точку зрения.
Проектирование диалогического общения предполагает установку на открытость позиций его участников. Если педагог не занимает открытой позиции, диалог нарушается и носит искусственный характер, возникает несогласование формы и внутреннего содержания общения.