Эссе на тему: Современные тренды управления знаниями и интеллектуальным капиталом организации - пример выполненной работы
Нематериальные ценности, к числу которых относятся знания, деловые связи, репутации и другие почти неуловимые факторы, объединяемые понятием 'интеллектуальный капитал' (далее - ИК) играют все более заметную роль в современной экономике. Все большую актуальность приобретает вопрос о том, каким образом человек владеет знаниями, и какую роль здесь играют институты, составляющие 'мягкую инфраструктуру' рыночной экономики, в том числе патентное и авторское право, законодательство о конкуренции, бухгалтерский учет и обычаи делового оборота. Этот вопрос занимает видное место в социально-экономических, экономико-правовых и экономико-математических исследованиях последних десятилетий. В частности, он составляет главную тему исследований, посвященных организации бизнеса в 'новой экономике' или, что практически то же самое, в экономике, основанной на знаниях. Интерес к этой теме возрастает по мере того, как в развитых странах растет доля 'новой экономики'. Соответственно возрастает потребность в развитии инструментальных средств исследования ИК.
Многочисленные различия между изобретениями, произведениями авторского права и ценной информацией не столь существенны, если рассматривать их с той мерой абстракции, которая принята в экономической теории и математической экономике. Все перечисленные продукты человеческой деятельности объединяет изначальное отсутствие свойства редкости, которое может быть им придано лишь искусственно. С точки зрения экономической науки здесь существенно то, что такие продукты, в отличие от материальных продуктов, можно использовать в любом масштабе. У них в принципе нет ограничений по мощности, объему и т.п. Следствие этого - ярко выраженный эффект экономии на масштабе. Поэтому в экономике, основанной на знаниях, где такого рода продукты играют определяющую роль, эффект возрастающей отдачи на масштаб - скорее правило, чем исключение. Тот же эффект независимости от масштаба использования и, следовательно, эффект возрастающей отдачи на масштаб характерен для таких ценностей, как деловая репутация. В той или иной мере он присущ всем компонентам ИК. Более того, именно использование ИК -неустранимая даже в принципе и наиболее распространенная причина появления эффекта возрастающей отдачи на масштаб.
Отсутствие свойства редкости у информации (знаний) и других нематериальных продуктов отмечалось многими известными экономистами-теоретиками при анализе широкого спектра проблем, в том числе при анализе патентного законодательства. Василий Леонтьев обратил на него внимание в связи с распределением прав на изобретения, полученные при выполнении исследований по государственным заказам. В классических работах Фрица Махлупа оно учитывается при анализе производства, распространения и использования любых знаний на различных носителях и по различным каналам. Оно постоянно обыгрывается в математических моделях рынка информационных или интеллектуальных товаров. То же свойство порождает отмечаемые рядом авторов принципиальные трудности при бухгалтерском учете инвестиций в ИК и при оценке бизнеса, основанного на знаниях.