Эссе на тему: Неналоговые методы финансового регулирования территориальных пропорций в России - пример выполненной работы
	 
Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов.
Первым методом является межбюджетное регулирование.
В Бюджетном кодексе РФ дано определение межбюджетному регулированию ? это взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
По мнению П.В.Савченко - автора учебника 'Национальная экономика' механизм бюджетного регулирования - это набор экономических методов, приемов, нормативов и правовых норм, действие которых нацелено на реализацию принципов бюджетного устройства страны и обеспечение их взаимосвязи и взаимодействия.
Таким образом, можно сказать, что межбюджетное регулирование является отдельным аспектом бюджетного регулирования, его составной, однако важной и неотъемлемой частью для Российской Федерации.
Законодательная база, определяющая основы управления и координации межбюджетных отношений и механизмы их регулирования, содержит нормы:
• Конституции РФ;
• Бюджетного кодекса РФ;
• Закона 'О региональном бюджете (на соответствующий год)';
• Закона РФ 'О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)';
• решений о местном бюджете;
• иных нормативных правовых актов по вопросам бюджетного процесса.
Важную роль в регулировании межбюджетных отношениях играет Министерство Финансов России, в подчинении которого находится Департамент межбюджетных отношений.
Межбюджетное регулирование осуществляется, как правило, органами власти вышестоящего уровня путем вертикального (между разными звеньями бюджетной системы) и горизонтального (в разрезе бюджетов одного и того же звена бюджетной системы) выравнивания бюджетной обеспеченности территориальных образований, у которых она ниже минимально необходимого уровня.
Для раскрытия сущности межбюджетного регулирования необходимо вернуться к понятию перераспределения средств. Перераспределение средств является одним из трёх функциональных элементов межбюджетных отношений.
Перераспределение средств между бюджетами разных уровней - это процесс ежегодной передачи средств из бюджета одного уровня бюджетной системы на другой для оказания финансовой помощи, компенсации решений вышестоящих органов власти, а также покрытия временных кассовых разрывов.
Доходы (налоговые и неналоговые) закреплены за разными уровнями бюджетов. Для нашего исследования важны налоговые доходы, так как они способны влиять на территориальную структуру. Все виды налоговых доходов указаны в Налоговом кодексе. Нормы распределения налоговых доходов указаны в Бюджетном кодексе РФ, законе о Федеральном бюджете, законах субъектов РФ о межбюджетных отношениях.
В Российской Федерации механизм перераспределения средств осуществляется межбюджетными трансфертами.
Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации [2, ч.1 гл.1]. Межбюджетные трансферты могут осуществляться в форме дотаций, субсидий, субвенций.