Эссе на тему: Страны азии африки и латинской америки в первой половине xx века - пример выполненной работы
К началу XX в. большинство стран Азии и Африки все еще сохраняли свою национально-культурную самобытность и находились в разной степени зависимости от ведущих европейских государств. Особенностью восточных цивилизаций (за исключением Японии) был их аграрно-традиционный характер. Однако новые тенденции XX в. постепенно проникали и в эти страны. Новые формы принимали национально-освободительные движения. Страны Латинской Америки, хотя и добились независимости, испытывали огромное влияние Европы и США.
Территориальный передел мира. После Первой мировой войны произошел территориальный передел мира. Побежденная Германия лишилась своих колониальных владений.
В 1918 г. великие державы декларативно провозгласили право народов на самоопределение. Для его реализации была создана мандатная система управления колониями. Ее предложили Англия и Франция с целью узаконить захваченные ими германские колонии в Африке, Азии, на Тихом океане и владения Османской империи на Ближнем Востоке.
Мандат, дававшийся Лигой Наций, разрешал 'передовым нациям' Осуществлять 'священную миссию', т. е. опекать народы, которые 'еще не в состоянии управлять собой' и собственными территориями. Такая формулировка отражала идеологию 'белого' колониализма, которой придерживались руководители европейских государств. Мандаты на управление получили главным образом Великобритания и Франция - традиционные колониальные державы. В конечном итоге положение колоний после Первой мировой войны мало изменилось. Колониальные страны навязывали подвластным народам модель развития, копировавшую европейские образцы и нарушавшую местные исторические традиции, что вызывало естественный отпор и сопротивление.
Национально-освободительное движение за независимость и модернизацию. Национально-освободительное движение - это борьба угнетенных народов за национальную независимость, экономическую самостоятельность, духовное освобождение и социальный прогресс. Возглавляли его национально и патриотически настроенные буржуазия, офицерство, интеллигенция, священнослужители, вожди родовых и религиозных кланов. Социальную базу антиколониальной борьбы составляли крестьянство, рабочие, ремесленники, торговцы, мелкие предприниматели, служащие. Как правило, все эти социальные группы шли к достижению своей цели под знаменем идеологии национализма. В данном случае национализм был прогрессивным явлением, поскольку эта идеология сплачивала нацию в борьбе против иностранного господства. Большую роль в национально-освободительных движениях играла религия (ислам на Ближнем и Среднем Востоке, индуизм в Индии и т. д.). Методы борьбы зависели от конкретной исторической ситуации, соотношения политических сил, степени консолидации патриотических кругов общества, иных факторов и обычно включали демонстрации, митинги, восстания, акции гражданского неповиновения и др.