Эссе на тему: Влияние самодержавия как национальной формы монархии на развитие русского права - пример выполненной работы
Самодержавие, монархическая форма правления в России, соответствовавшая традиционным идеалам русского народа, при которой носителю верховной власти - Царю, Императору - принадлежали верховные права в законодательстве, в верховном управлении, в высшем суде.
В своей вековой мудрости, сохраненной популярными изречениями поговорок и пословиц, наш народ, совершенно по-христиански, обнаруживает значительную долю скептицизма к возможности совершенства в земных делах. 'Где добры в народе нравы, там хранятся и уставы', говорит он, но прибавляет: 'От запада до востока нет человека без порока'. При том же 'в дураке и царь не волен', а между тем 'один дурак бросит камень, а десять умных не вытащат'. Это действие человеческого несовершенства, нравственного и умственного, исключает возможность устроиться вполне хорошо, тем более что если глупый вносит много вреда, то умный, иногда, больше. 'Глупый погрешает один, а умный соблазняет многих'. В общей сложности приходится сознаться: 'Кто Богу не грешен, царю не виноват!' Сверх того, интересы жизни сложны и противоположны: 'Ни солнышку на всех не угреть, ни царю на всех не угодить', тем более что 'до Бога высоко, до царя далеко'.
Выбор народа
Общественно-политическая жизнь, таким образом, не становится культом русского народа. Его идеалы - нравственно-религиозные. Религиозно-нравственная жизнь составляет лучший центр его помышлений. Он и о своей стране мечтает именно как о 'Святой Руси', руководствуясь в достижении святости материнским учением Церкви. 'Кому Церковь не мать, тому Бог не отец', говорит он. Такое подчинение мира относительного (политического и общественного) миру абсолютному (религиозному) приводит русский народ к исканию политических идеалов не иначе как под покровом Божиим. Он ищет их в воле Божией, и, подобно тому как царь принимает свою власть лишь от Бога, так и народ лишь от Бога желает ее над собою получить. Такое настроение естественно приводит народ к исканию единоличного носителя власти, и притом подчиненного воле Божией, т.е. именно монарха-самодержца. Это психологически неизбежно. Но уверенность в невозможности совершенства политических отношений приводит народ не к унижению их, а, напротив, к стремлению в возможно большей степени повысить их, посредством подчинения их абсолютному идеалу правды. Для этого нужно, чтобы политические отношения подчинялись нравственным, а для этого, в свою очередь, носителем верховной власти должен быть один человек, решитель дел по совести.
Первый самодержец
Понятие самодержец применительно к московским правителям впервые стало использоваться при великом князе московском Иване III, принявшем титул 'Государь всея Руси' после женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог, что давало основания для притязаний на преемственность ромейского наследия русским государством. Иоанн Васильевич, старший сын Великого князя Василия Темного и княгини Марии Ярославны, стал Великим князем после смерти своего отца в 1462 году. Иоанн упоминается еще в 1450 году как соправитель Василия Темного.