Становление хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии отечественными и иностранными специалистами получило мировое признание, в частности, благодаря модификациям индийских и итальянских способов пластики носа, а также многих других пластических операций. Были введены в практику свободная пересадка тканей (Яценко, Тирш, Кранце, Вольф), уранопластика (Лексер, Исраэль), костная пластика (Дьяконов, Петров, Лангенбек, Исраэль) стали использовать длинные лоскуты, в том числе филатовские (Филатов, Лексер).
Важным событием стало применение наркоза зубным врачом Дж. Мортон, который в 1846 году, под эфирным наркозом, удалил опухоль в поднижнечелюстной области. Его операция свидетельствовала о том, что увеличился объем манипуляций и зубные врачи стали заниматься челюстно-лицевой хирургией.
В этот период челюстно-лицевая хирургия во многом начала сливаться с хирургией зубов и полости рта. В силу своеобразия заболеваний и оперативных вмешательств челюстно-лицевая хирургия заимствовала у зубоврачевания технику операций в полости рта, хотя многие болезни челюстно-лицевой области выходили за рамки хирургического зубоврачевания.
Для развития челюстно-лицевой хирургии очень важна была деятельность H.В. Склифосовского, который, с одной стороны, обратился к разработке научных и практических проблем зубоврачевания, с другой -- поставил вопрос о подготовке врача-одонтолога с полным медицинским образованием.
Большое значение имела организация в конце XIX в. зубоврачебных школ, контролируемых государством. Одной из первых была зубоврачебная школа в Париже (1890). Появились также школы в Бостоне, Чикаго, Буффало (США), Лондоне, Вене, Берлине, Гамбурге.
Большое значение для развития хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии имела деятельность русского врача и ученого H.И. Пирогова. Наряду с огромным вкладом в общую хирургию его работы оказали влияние на зубоврачевание, в частности на челюстно-лицевую хирургию. Он разработал анатомические основы остановки кровотеченийиз сосудов лица и шеи, обосновал принципы военно-полевой хирургии при ранениях лица, предложил методы антисептической обработки ран и провел оригинальные пластические операции в челюстно-лицевой области. Будучи профессором Петербургской медико-хирургической академии, H.И. Пирогов первым стал читать специальные лекции по хирургическим разделам зубоврачевания и болезням полости рта. H.И. Пирогов и профессор Киевского университета Ю.К. Шимановский разработали оригинальные операции и заложили основы пластической челюстно-лицевой хирургии.
Значительную роль в разработке челюстных операций сыграли исследования, проведенные В. Хандриковым, А. Дудукаловым, H. Воронцовским, А. Пельшанским, H.В. Высоцким, И. Коровиным - H.И. Пирогов.
В настоящее время в развитых странах отмечается некоторое сокращение высшего стоматологического образования, но более широко проводится подготовка стоматологических гигиенистов и среднего медицинского персонала -- стоматологических сестер, помощников стоматолога. Для подготовки врача общей практики и хирурга-стоматолога по программе постградуального обучения имеется большое число учебников и учебных пособий, имеются атласы, видеофильмы, компьютерные программы, выпускаются различные журналы в каждой стране и их регионах. Журналы издают также университеты, ассоциации дантистов и челюстно-лицевых хирургов. Существует огромное количество Интернет-ресурсов.
В рамках национальных ассоциаций специалистов практикуется создание научно-лечебных центров по общим и узким разделам хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.
Хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия тесно связаны с другими стоматологическими специальностями -- терапией, ортопедией, стоматологией детского возраста и используют общие с ними методы диагностики и лечения. Это обусловлено анатомо-топографическим и физиологическим единством органов полости рта и зубов, тканей челюстно-лицевой области и развивающихся в них патологических процессов. Комплексное лечение стоматологических заболеваний нередко состоит из мероприятий, последовательно проводимых методами терапевтической, хирургической и ортопедической стоматологии.
Хирургическая стоматология и челюстно-лицевая хирургия связана также с оториноларингологией, офтальмологией, неврологией, лучевой диагностикой и лучевой терапией. Эти связи открывают большие возможности для ее развития и совершенствования.
Независимо от профиля работы врач-стоматолог должен уметь оказывать скорую помощь при неотложных состояниях: обмороке, коллапсе, шоке, коме, сердечной и дыхательной недостаточности, инфаркте миокарда, гипертоническом кризе, эпилептическом состоянии, аллергических реакциях, острой, в том числе термической, травме, укусе змеи, отравлениях и других стихийных бедствиях и природных катаклизмах. Среди операций, которые должен уметь выполнить врач-стоматолог, особое место занимает трахеотомия.
Регулярно проводятся съезды, симпозиумы, конференции (в том числе международные) по актуальным вопросам хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии.
Стратегия дальнейшего развития специальности заключается в совершенствовании оказания хирургической стоматологической помощи больным с воспалительными, онкологическими заболеваниями и травмой на основе бюджетного финансирования и хозрасчетной деятельности в системе государственных стоматологических учреждений и других форм собственности.
В последние годы быстрыми темпами развиваются эстетическая пластическая хирургия и имплантология. Однако в условиях новых экономических отношений предстоит провести большую работу по аккредитации стоматологических учреждений и аттестации ее кадров.
Челюстно-лицевая хирургия является одной из основных направлений хирургической стоматологии. Область изучения данного направления - разработка методов диагностики и лечения заболеваний челюстно-лицевой области. При частном рассмотрении этой области необходимо обратить внимание на ее близкий контакт с важнейшей витальной структурой - головным мозгом и непосредственную связь со всеми системами человеческого организма. Поэтому лечение различных вывихов и травм нужно проводить очень осторожно, так как какое - либо неправильное действие или движение может привести к нежелательным и, подчас губительным, последствиям. Здесь мы рассмотрим основные заболевания челюстно-лицевой области с хирургической точки зрения, а также методы их диагностики и лечения.
Травма челюстно-лицевой области относится к числу наиболее распространенных повреждений с постоянной тенденцией к росту. За последние десять лет произошел количественный скачок травматизма среди'населения России' (Артюшкевич АС. и соавт., 2001-; Давыденко Ю.Б., Черемисин В.М., 2003; Корниенко В.Н., Потапов А А. и соавт., 2003). Число повреждений структур лицевого черепа увеличилось за последнее десятилетие в 2,4 раза (Бондарчук Д;В., Басек И.В., 2005). Диагностика и лечение травм челюстно-лицевой области в сочетании с черепно-мозговой травмой остается' актуальной проблемой экстренной^ медицины (Лукьяненко A.B., 1997; Шершень Г. А., 1999; Mansom Р., 1992). Пострадавшие данной группы обычно относятся к категории тяжелых больных, так как травмы костей лицевого скелета нередко сопровождаются повреждениями головного, мозга, органов зрения, придаточных пазух носа (Александров Н.М., Аржанцев П.З., 1986; Черемисин В.М:, Ищенко Б.И., 2003).
Существенный вклад в оценку тяжести состояния больного с ЧЛТ вносят челюстно-лицевые хирурги, т.к. врачам данного профиля приходится первым определять дальнейший алгоритм действия диагностического поиска и тактику выбора ведения больного.
Клиническое обследование пострадавших, с одновременным повреждением лицевого скелета и структур головного мозга позволяет составить лишь ориентировочное представление о характере травмы челюстно-лицевой области и наличии мозговой дисфункции (Черемисин В.М., Ищенко Б.И., 2003). Проведение объективного обследования и оценка неврологического дефицита пострадавших часто затруднены (Кишковский А.Н., Тютин JI.A., 1989; Ипполитов В.П. и соавт., 2003). Следует отметить, что в большинстве случаев наличие самой травмы челюстно-лицевой области преуменьшает неврологическую симптоматику, что не позволяет в полной мере оценить тяжесть состояния больного (наличие болевого синдрома, кровотечение, эмоциональная реакция на травму). В свою очередь, за диагностическими ошибками1 в оценке наличия нейротравмы следуют таковые в выборе тактики лечения и ведения больного, ведущие, в конечном* итоге, к увеличению сроков,