Внимание! студентцентр.рф не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Эссе: ГЧП в социальной сфере

Подробности выполненного заказа

#790292

Эссе с присвоенным номером '790292' было написано на тему 'ГЧП в социальной сфере' по предмету 'Государственное и муниципальное управление' по цене 350 руб. Заявка поступила 17.01.2013 специалисты приступили к выполнению заказа незамедлительно и к 19.01.2013 работа была полностью выполнена и передана клиенту. Защита работы прошла успешно.

Эссе на тему: ГЧП в социальной сфере - пример выполненной работы

Социальная сфера - это одна из отраслей, которая связана с качеством жизни людей. Развитая социальная сфера показывает, что национальная экономика эффективна и имеет стабильный экономический рост. Потребности общества и требования к уровню жизни неизменно растут, что требует значите¬льных финансовых ресурсов. Однако государство не всегда может выделятьнеобходимые бюджетные средства на реализацию социально-значимых проектов. Для выхода из сложившейся ситуации используется модель финансирования, основанная на взаимодействии государства и бизнеса.

Государственно-частное партнёрство (ГЧП) — совокупность форм взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Сотрудничество государства и частного сектора по вопросам финансирования инвестиционных проектов имеет давнюю историю. Как известно первое строительство по концессионному принципу датируется 1552 годом. В современной экономике ГЧП стало наиболее актуальным в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для частного инвестирования.

Мировой опыт показывает, что механизм ГЧП успешно может применяться во многих общественных сферах. Наибольшее количество таких проектов осуществляется в транспортной (автодороги, железные дороги, аэропорты, трубопроводный транспорт) и социальной инфраструктурах (здравоохранение, образование, туризм), в отраслях сферы ЖКХ (водо-, электро- и газоснабжение, очистка воды, переработка твердых бытовых отходов ) и других (тюрьмы, объекты военной сферы).

Привлечение инвестиций сразу во все социально-значимые отрасли экономики страны в полном объеме практически невозможно. Мировой опыт показывает, что в странах с высоким уровнем развития (страны «Большой семерки») на лидирующих позициях находятся проекты социальной инфраструктуры, а именно здравоохранение и образование. В общей сложности на них приходится около 52 % реализованных проектов ГЧП. За ними следуют проекты транспортной инфраструктуры (около 15 %). Но при этом в каждой из стран «Большой семерки» выделяются свои лидирующие отрасли. В США - (89 %) это строительство автодорог, в Великобритании - (35%) здравоохранение и (32% ) образование, в Германии - (43 %) образование , в Италии, Канаде и Франции - здравоохранение.[2]
В мировой практике к числу наиболее распространенных форм партнерства государства и бизнеса относятся концессии, контракты, аренда, соглашения о разделе продукции, а так же совместные предприятия.

Если в развитых странах частный капитал посредством ГЧП привлекается преимущественно в объекты социальной инфраструктуры, то в развивающихся странах (Индия, Бразилия, Гонконг, Саудовская Аравия и др.), так же как и в странах с переходной экономикой (страны Центральной и Восточной Европы) на первом месте находятся проекты транспортной инфраструктуры. К их числу относятся проекты по строительству автодорог, мостов и тоннелей, аэропортов. Так же большое внимание уделяется объектам ЖКХ (водоочистные сооружения) и пенитенциарной системы. .(Анализ мирового опыта использования государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики.[2]
В России сегодня государственно-частное партнерство в реализации социальных проектов развито недостаточно. В сфере здравоохранения заключаются инвестиционные договоры на строительство, реконструкцию или модернизацию отдельных социально-значимых объектов. Отечественный опыт ГЧП в сфере образования ограничивается строительством и ремонтом зданий и сооружений учреждений социальной сферы (реализуемых в рамках государственных контрактов).

По мнению специалистов этих форм партнерства недостаточно: необходимо более активное внедрение полноценной концессионной модели (что требует развития концессионного законодательства), включая возможность производства и предоставления услуг населению в течение всего жизненного цикла объекта соглашения. Определенные перспективы возникнут после принятия законопроекта, по которому должна заработать модель 'контракта жизненного цикла'.[3]
Ярким примером реализации государственно-частного партнерства в спорте на общенациональном уровне является строительство олимпийского комплекса для проведения Олимпийских Игр 2014 года в Сочи. Этот проект реализовывался за счет двустороннего сотрудничества государства и частного сектора, т.к. являлся слишком затратным. Всего на олимпийские игры было потрачено 1,5 трлн руб. Из государственного бюджета было выделено 822 млрд руб., из бюджета Краснодарского края 33 млрд руб .Так же в государственные расходы дополнялись расходами госкомпаний - 343 млрд руб. и кредитами Внешэкономбанка 249 млрд руб. Частные инвестиции составили 53 млрд руб.или около 3,5% от общей суммы. [4]
В настоящее время проекты, направленные на развитие массового спорта, реализация спортивно-оздоровительных услуг осуществляются за счет государства. Именно поэтому необходимо реализовывать проекты ГЧП при развитии физической культуры и спорта. Главную роль при реализации подобных проектов ГЧП должно играть разделение рисков и ответственности. К примеру, при создании спортивных сооружений строительство самого объекта можно возложить на частный сектор, а связанную с ним инфраструктуру на государство.

Следует отметить, что реализация проектов государственно-частного партнерства способствует решению таких важных социально-экономических проблем как создание новых рабочих мест, обеспечение заказами конкурентоспособного отечественного бизнеса.

Зарубежный и отечественный опыт реализации ГЧП показывает, что взаимодействие государства и бизнеса в такой форме является не только эффективным способом привлечения частных инвестиций в процессы обновления и модернизации инфраструктуры страны, но и обеспечивает важнейшие социальные интересы государства.

Развитие системы государственно-частного социального партнерства очень актуально в современной России. Сегодня основная нагрузка по обеспечению социальной защиты, развитию образования и здравоохранения лежит на органах местного самоуправления. В таких условиях необходимо привлекать и координировать ресурсы других акторов. В этой ситуации государство, некоммерческий сектор и бизнес-организации разрабатывают инновационные методы, способствующие объединению усилий для реализации социальных программ и оказания эффективной помощи населению. Государственно-частное партнерство помогает сформировать основанные на доверии и сотрудничестве отношения и осуществлять совместные социально-экономические проекты. Государственно-частное партнерство очень важно для более успешной социальной работы с незащищенными группами населения, поддержки развития регионов и создания благоприятных условий для населения.

Социальное партнерство играет значительную роль в реализации различных социальных программ. Организация качественной социальной работы требует целого комплекса социальных взаимодействий. Социальное партнерство представляет собой многоаспектное понятие. Для того чтобы достигнуть полного понимания социального партнерства, необходимо рассмотреть, как его описывают различные исследователи.

Наиболее широкое определение социального партнерства представлено в трудах Н.В. Собчук. По определению этого автора, социальное партнерст-во – это особый вид отношений, при которых люди или организации обычно сочетают свои ресурсы для выполнения общественной деятельности. Автор говорит о том, что основой межсекторного социального партнерства является объединение совместных усилий для решения экономико-социальных проблем. Следовательно, социальное партнерство возникает в результате формирования общей цели. В этом контексте социальное партнерство рассматривается как отношения, которые основываются на взаимной ответственности, соединении ресурсов и знаний, а также на получении взаимной выгоды.

Следующая трактовка социального партнерства акцентирует внимание на субъектах данного процесса. Якимец определяет социальное партнерство как конструктивное взаимодействие организаций из двух или трех секторов (государство, бизнес, некоммерческий сектор), при решении проблем обеспечивающее синергетический эффект от 'сложения' разных ресурсов и 'выгодное' каждой из сторон и населению. Исследователь подчеркивает, что один сектор не может охватить все социальные проблемы общества. В связи с этим можно говорить о необходимости взаимодействия государства, бизнеса и некоммерческого сектора. Михеев не рассматривает социальное партнерство как взаимодействие трех секторов экономики. Он считает, что социальное партнерство является многосубъектным и чрезвычайно разнообразным процессом. Так к государственно-частному партнерству относятся процессы, которые различаются с точки зрения целей, масштабов, сложности, уровня деятельности (от локального до глобального), размера и разнообразия партнеров. Кроме того, автор отмечает, что социальные партнерства бывают различными по длительности и количеству заинтересованных сторон. Плотников акцентирует внимание на локальном характере межсекторного социального партнерства. Государственно-частное социальное партнерство – это форма структурированного сотрудничества между бизнесом, государством и гражданским обществом на основе сближения интересов, направленная на достижение синергетического эффекта в общих целях на территории своей жизнедеятельности. Автор считает, что реализация сотрудничества в целях улучшения развития конкретной территории наиболее эффективна.

В исследованиях С. А. Иванова под социальным партнерством подразумевается несколько значений. Социальное партнерство выступает как социальное действие; взаимодействие социальных субъектов; социокультурный феномен. Здесь важно отметить необходимость организации социального партнерства для формирования общего социокультурного пространства, которое обеспечивало бы удовлетворение потребностей и согласование интересов различных субъектов.

Согласно закону государственно-частное партнерство – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.

Различные ученые продолжают изучать государственно-частного партнерства. В рамках социальной работы оно рассматривается как взаимодействие различных секторов экономики, направленное на решение социальных проблем общества. Так, государственно-частное партнерство представляет собой институциональный и организационный альянс государственной власти и частного сектора с целью реализации общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности – от развития важных стратегических сфер экономики до предоставления общественных услуг в масштабах всей страны и отдельных территорий.

Государственно-частное партнерство является необходимым процессом для организации эффективной социальной политики государства. Представители каждого сектора имеют разные представления о социальных проблемах общества, обладают разными ресурсами для решения этих проблем. Но опираясь на социальное партнерство, они способны выработать стратегию и приоритеты социальной политики, а также организовать их практическую реализацию. По мнению экспертов, в развитых экономиках 75-80% всех проектов, как совокупности форм взаимодействия муниципальной власти и частных структур, приходится на объекты, оказывающие социально значимые услуги.

Нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере государственно-частного партнерства, представлена Федеральным законом 'О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации', Федеральным законом №115-ФЗ 'О концессионных соглашениях', Федеральным законом №94-ФЗ 'О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд', Постановлением Правительства РФ от 01.03.2008 г. № 134 'Об утверждении Правил формирования и использования бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации' и подзаконными актами, регламентирующими отдельные вопросы конкурсного отбора проектов для предоставления бюджетных ассигнований из Фонда, отдельными федеральными законами в области создания государственных корпораций в различных областях.

Использование механизма ГЧП в сфере предоставления социально значимых услуг является своевременным и правильным в свете проекта Федерального закона 'Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации'. Согласно этому закону система социального обслуживания включает государственные организации социального обслуживания, негосударственные организации социального обслуживания, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих социальное обслуживание.

Одним из приоритетов Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, является развитие институтов гражданского общества и эффективное взаимодействие некоммерческих организаций, бизнеса и органов государственной власти, местного самоуправления в решении важнейших социальных задач. С нашей точки зрения, существенным фактором становления ГЧП в социальных отраслях сферы услуг является активное участие в отношениях партнерства социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО), которые должны играть роль связующего, координирующего и контролирующего звена между бизнесом, государством и населением как главной целевой группы, получающей социально значимые услуги.[10]

Похожие темы эссе выполненных ранее