Профессиональной этикой в общем называют кодексы поведения, обеспечивающие нравственные характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из их профессиональной деятельности. Особенностью профессиональной этики является её тесная связь с деятельностью членов конкретной группы и неразрывное единство с общей теорией морали. Большой энциклопедический словарь. В 2- т. - М.: Энциклопедия, 1989.
Педагогическая этика является самостоятельным разделом этической науки и изучает особенности педагогической морали, выясняет специфику реализации общих принципов нравственности в сфере педагогического труда, раскрывает её функции, специфику содержания принципов и этических категорий. Также педагогической этикой изучается характер нравственной деятельности учителя и нравственных отношений в профессиональной среде, разрабатываются основы педагогического этикета, представляющего собой совокупность выработанных в учительской среде специфических правил общения, манер поведения и т.п. людей, профессионально занимающихся обучением и воспитанием.
Практическая деятельность учителя не всегда соответствует нормам профессиональной этики, что вызвано сложностью и противоречиями педагогической практики, поэтому одна из важных задач педагогической этики - в изучении состоянии нравственного сознания педагога.
Потребность общества передавать свой опыт и знания подрастающим поколениям вызвала к жизни систему школьного образования и породила особый вид общественно необходимой деятельности - профессиональную педагогическую деятельность. Элементы педагогической этики появились вместе с возникновением педагогической деятельности как особой общественной функции.
Образование детей во все времена и у всех народов теснейшим образом связывалось с воспитанием. При чтении воспоминаний, писем, дневников и других личных документов XVIII - XIX века мы обнаруживаем любопытную закономерность: при описании процесса образования обычно вскользь дается перечень предметов, преподаваемых детям, их содержание никогда не раскрывается, но зато подробно описываются воспитательные методики и характер взаимоотношений между детьми и учителями. На основании этого наблюдения можно предположить, что стержнем образовательных программ русской аристократии обозначенного периода являлось именно воспитание, служившее первоначальной социализации детей. Маркова Т.И. Философия образования. //Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 23. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.420-431 Образование и не мыслилось отдельно от воспитания, от целенаправленного формирования у ребенка системы нравственных ценностей.
Главным регулятором придворной жизни, публичной и частной жизни царской семьи и высшей аристократии выступал этикет. Этикет возник как форма существования европейских королевских дворов, и его первоначальное значение -- ритуализация поведения при дворе монарха. Поэтому основным регулирующим принципом этикетного поведения выступает отношение 'старший - младший'. Этикетные требования в придворной жизни имели чрезвычайно жесткий характер, напоминая в этом смысле первобытные табу. Известно несколько высказываний правителей разных стран о том, что они являются 'рабами этикета'.
Поскольку следование этикету было строго обязательно для всех при дворе, этикетному воспитанию детей монархов, а также детей из высших социальных слоев придавалось настолько большое значение, что оно практически перекрывало весь воспитательный процесс. Знание и умение исполнять этикетные нормы фактически означало искусство жить и в значительной мере определяло степень человеческого благополучия.
В этикетном воспитании можно выделить две стороны: внутреннюю, нравственную и внешнюю, т.е. формирование должного поведения. Сверхзадачу этикетного воспитания можно обозначить как решение, по крайней мере, двух важнейших проблем.
Во-первых, поскольку в этикете были сформулированы основные ценности общества и референтной социальной группы, а именно, дворянского сословия, то этикетное воспитание было механизмом социализации ребенка, обеспечивающим его неконфликтное вхождение во взрослую жизнь. Среди основных нравственных ценностей, прививаемых детям из аристократической среды, и особенно царским детям, была любовь к родине, гордость русской культурой. Эта задача решалась различными способами, в том числе просвещением ребенка в области отечественной истории, русских традиций.
Во-вторых, в этикетном воспитании видели способ развить в ребенке силу воли, умение владеть собой в любых ситуациях, сделать его самоорганизующимся субъектом, способным выстраивать собственную жизнь и, следовательно, в меньшей мере быть зависимым от внешних обстоятельств и внешнего давления. Одним из средств решения этой задачи был режим дня, которого ребенок должен был строго придерживаться, независимо от погоды, настроения и состояния здоровья.
Все члены императорской семьи прекрасно сознавали свое высокое назначение и служили ему всей своей жизнью. Даже в мелочах они должны были быть образцом для всех подданных. Поэтому русские императоры придавали такое большое значение воспитанию своих детей, подготовке их к будущему служению отечеству и народу. Важным аспектом воспитания царских детей считалось формирование патриотических чувств, любви к родине и народу.
По-видимому, не следует говорить о какой-то системе патриотического воспитания -- ее, скорее всего, просто не существовало: в каждой семье были свои приемы и методы. Но бесспорно, что в каждом дворянском роде такое воспитание считалось обязательным и престижным и потому не оставалось чисто декларативным. Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. В 2-х вып. Вып.2. - М.: 2004.Чернокозов И. Профессиональная этика учителя. - Киев: Наука, 1988.
Например, Никита Иванович Панин, воспитатель Павла Петровича с 1760 года и до совершеннолетия великого князя, был большим патриотом и знатоком русской культуры. Он был образованнейшим человеком того времени, много путешествовал, был посланником в Копенгагене, позже-- полномочным министром в Стокгольме. Свои знания русской истории, свою глубокую и искреннюю любовь к отечеству Панин старался передать своему воспитаннику.
Сознавая высокое предназначение своих детей, русские цари заботились о том, чтобы их воспитателями были достойные люди. Воспитателем Петра I был, безусловно, талантливый педагог, Никита Моисеевич Зотов. Он не только сообщал мальчику знания, но еще учил рационально распределять свое время, извлекать пользу из всякого впечатления. В XYII-- начале XYIII вв., из-за отсутствия системы педагогического образования, преподавателями становились не профессиональные педагоги, а любые выбранные родителями люди. Дилетантом был и Зотов. Но он интуитивно находил верные педагогические приемы, в частности, широко использовал игровые методы обучения, облегчавшие маленькому ребенку усвоение знаний.
Царственные родители, как и все родители в то время, не руководствовались никакими педагогическими теориями, поскольку последние не были известны, а, тем более, популярны в России, и воспитывали детей, опираясь на опыт дедов и на собственную интуицию.
Серьезная проблема состояла в том, что в России в XVIII веке не существовало системы образования, поэтому оно осуществлялось на уровне более или менее удачной импровизации.
Постепенно, благодаря целенаправленным усилиям русских императоров и императриц начинает формироваться система образования и воспитания. Особенно много сделано в этом направлении Петром I и Екатериной II. Жуковский, воспитатель будущего Александра II, ввел для своего подопечного регулярную проверку знаний. Устраивались ежемесячные и полугодовые экзамены: первые -- в присутствии императрицы, вторые-- в присутствии самого императора. Обучение царских детей заканчивалось с наступлением совершеннолетия, примерно в это же время они вступали в брак.
В советское время разработку проблем профессиональной этики мы находим у В.А. Сухомлинского, который неоднократно подчёркивал, что учение - это, прежде всего живые человеческие отношения между педагогом и детьми, говорил о воспитании как общечеловеческой ценности; о присущей мировому педагогическому процессу тенденции развития в гуманистическом направлении, о человеке как субъекте деятельности, познания, общения, саморазвития и самореализации.
Он постоянно подчеркивал, что попытки руководить 'приказом, требованием беспрекословного подчинения, организованной зависимостью не только обречены на провал, но и представляют собой источник лицемерия и двоедушия'. Определяющее значение Сухомлинский придавал системообразующему фактору -- нацеленность всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств. Центральный стержень, без которого немыслима гармоничная, всесторонне развитая личность, по убеждению педагога, -- это человечность в человеке. Именно к этому стержню привязывает он все, что приобретается ребенком в жизни вообще и в школе в частности. 'Без нравственной чистоты теряет смысл все -- образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство' Сухомлинский В.А.Этюды о коммунистическом воспитании //Народное образование. 1967. №2. С. 39
При этом Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что средоточием нравственности является долг. Поэтому одним из оснований его педагогики является идея нравственного долга: человека перед человеком, обществом, Отечеством; отца и матери перед своими детьми и детей перед родителями; отдельной личности перед коллективом и перед высшими нравственными принципами.