Внимание! студентцентр.рф не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Эссе: Механизмы прерывания контакта

Подробности выполненного заказа

Тип: Эссе

Предмет: Психология

ЦЕНА:
770 руб.

#791069

Эссе с присвоенным номером '791069' было написано на тему 'Механизмы прерывания контакта' по предмету 'Психология' по цене 770 руб. Заявка поступила 13.12.2015 специалисты приступили к выполнению заказа незамедлительно и к 15.12.2015 работа была полностью выполнена и передана клиенту. Защита работы прошла успешно.

Эссе на тему: Механизмы прерывания контакта - пример выполненной работы

Механизмы прерываний контакта характерны для любого «нормального» организма. Они являются результатом поведения, когда-то ориентированного на выживание субъекта и, как правило, питаются страхом - страхом боли, потери, страхом быть покинутым и т.д. Человек реагирует в данный момент старым способом, который был эффективным в прошлом, но сейчас перестал быть таковым.

Главная цель гештальт-терапии - достижение возможно более полного осознавания себя: своих чувств, потребностей, желаний, телесных процессов, своей мыслительной деятельности, а также насколько возможно полного осознавания внешнего мира, прежде всего мира межличностных отношений. «Однако сразу же уточним, что гештальт-терапия, в отличие от некоторых других подходов, направлена не на атаку, победу или преодоление сопротивления, а, скорее, на их осознавание клиентом, с тем, чтобы они больше соответствовали возникающей ситуации» (Лебедева Н.М., Иванова Е.А. 2004 - 127 с.). Процесс развития в гештальте понимается как расширение зон осознавания, а основной фактор, препятствующий психологическому росту – его избегание. Ф. Перлз полагал, что выделение наиболее важной в данный момент потребности и ее удовлетворение, произойдет само собой, если только человек просто осознаёт свой собственный опыт от мгновения к мгновению. Поэтому терапия не ставит своей целью изменение поведения, поведение меняется само по мере роста осознания. По сути: контакт сам по себе и является излечивающим фактором (Перлз Ф., 2006). Перлз писал, что основная проблема психотерапии состоит в том, чтобы мотивировать пациента вернуться к тем ситуациям, которые он оставил незавершенными в прошлом и через это возвращение как бы заново прожить и завершить их. Наиболее общий подход гештальт-терапии состоит в том, что для того, чтобы индивид изменился, его необходимо научить не сопротивляться, не бороться, не подавлять неразрешенные чувства, такие, например, как возмущение или ненависть, а мягко разрешить им уйти. И это принципиально в гештальт-терапии(Перлз Ф., 2006).

Основной закон фигуры и фона: все, что не осознается человеком – уходит в фон. Все, что ему необходимо – становится фигурой. Например - Я иду в кафе, испытываю голод, обращаю внимание по дороге на вывески продуктовых магазинов, кафе, ресторанов. Актуальная фигура – мой голод. В фоне остаются обувные магазины, газетные киоски, люди на остановке, собаки на улице. Восприятие устроено таким образом, что значимая фигура выделяется на первый план, будь то образ любимого человека, ощущение голода, боль от занозы в пальце. Все остальные объекты в этот момент сливаются, становятся нечеткими и уходят в фон.

Человек несет ответственность за то, что именно он воспринимает и как себя чувствует. На протяжении одного дня мы тысячи раз формируем фигуры из как-то – более или менее точно – воспринятого фона). В качестве фигуры гештальта может быть желание, чувство, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами. Как только потребность удовлетворяется, гештальт закрыт. Но не всегда можно удовлетворить потребность. В этом случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может уступить место другому. Такая потребность без реагирования становится причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время начинают оказывать воздействие на текущие психические процессы. Если человек не выразил сразу и прямо, свой гнев и злобу, то в последующем эти чувства не исчезнут, а проявятся в более скрытых и коварных формах. Полная блокировка незавершенных гештальтов может привести к неврозу. Не закончив одно дело, невротик принимается за другое, не будучи в состоянии определить, какое незавершенное дело важнее, какая потребность доминирующая, и тогда все действия оказываются неэффективными. Задача гештальт-терапевта заключается в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой, и в конечном итоге завершить ее.

'В цикле контакте выделяют следующие последовательные стадии, которые неизбежно сменяют друг друга:

1 – стадия преконтакта – стадия на которой выделяется фигура потребности и осознается, фокусировка фигуры – «Я чего-то хочу, но еще не понимаю, чего»;

2 – контактирование – поиск объекта удовлетворения потребности; предпринять действие чтобы принять удовлетворение потребности;

3 – полный контакт – взаимодействие с тем, что или кто меня удовлетворит. Процесс удовлетворения потребности;

4 – пост – контакт – усвоение, оценка произошедшего, фаза ассимиляции опыта;

Далее – начало нового цикла контакта. Весь цикл контакта – это процесс получения энергии.

1этап self – это id

2этап self – преимущественно в режиме эго

3этап self – в режиме угасающего эго, в фоновом состоянии

4этап self – это функция персоналити, усвоил для себя.

Self – это специфический для каждого человека процесс, характеризующий его собственный способ реагирования в данный момент и в данном поле в соответствии с его личным «стилем» (Гингер С., Гингер А., 2009).

При этом в конце цикла контакта может не быть получения энергии по следующим причинам:

- удовлетворена не своя потребность,

- удовлетворена не та потребность или не так,

- потребность не удовлетворена,

- цикл контакта прерван.

При этом основным механизмом прерывания цикла контакта являются защитные механизмы личности.'

Я буду рассказывать о них в той последовательности, в какой они располагаются на цикле контакта. Существуют шесть механизмов прерывания контакта это слияние(конфлуэнция), интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, эготизм. В принципе это те же самые способы, при помощи которых мы устанавливаем и получаем контакт с миром. Что такое контакт с миром - это как мы живем, как ведем себя в социуме. Прерванный контакт запоминается человеком и остается в жизненном опыте как «незавершенное дело», далее сопровождается напряжением невыраженных эмоций. Эмоции накапливаются накапливаются до поры, до времени, и потом все это взрывается (либо это скандал с близкими, либо это болезни всякие - психосоматика, либо это суицид).

Механизм прерывания контакта это нарушенный способ контакта организма и среды. И выявление каждого механизма прерывания важно для психотерапевтической работы, причем каждый механизм требует к себе особый подход. (Гингер С., Гингер А., 2009).

Слияние (конфлюенция) – это процесс, в котором нет понимания отдельности каждого человека, когда не учитывается разница между людьми.

Нездоровое слияние выражается в гиперответственности, чтении чужих мыслей. Человек не сознаёт, где кончаются его границы и ответственность и начинаются границы и ответственность другого, абсолютно не учитывается разница между двумя существами. Например, мама у которой маленький ребенок, говорит - мы сегодня плохо спали и всю ночь плакали. На самом деле плакал ребенок, но мама в слияние с ребенком. Отношения мамы с младенцем в слияние - это здоровые проявления конфлюэнции, главное, чтобы они не затянулись и не стали привычными для мамы. Здоровыми проявлениями конфлюэнции также считаются: спортивные команды, работы в команде, любовные отношения, отношения в группе.

Если рассматривать нездоровые признаки конфлюэнции(слияния), то это может быть: мама двадцатилетнего сына скажет: мы сегодня всю ночь гуляли и не выспались. Также жена пьющего мужа говорит подруге - мы решили закодироваться. В данном случае жена находится в слияние с мужем, и она вовсе сама не собирается кодироваться. Очень часто женщины в браке вообще забывают о себе, они живут делами и проблемами своего мужа, все для него, все о нем, а если вдруг муж говорит разводимся, наступает ступор - она всю свою жизнь посвятила ему, и что делать дальше, как жить? ведь про себя она ничего не знает, кто она? домохозяйка? женщина? она не умеет о себе заботиться, любить себя... Слияние прерывается, возникает чувство вины или обиды: в первом случае она считает себя ответственной за случившееся, а во втором полагает, что ответственность лежит на муже. Она жила в полном слиянии с мужем и теперь чтобы научиться заботиться о себе нужно время. Это очень тяжелая работа, понять что есть 'Я', и 'Я' заслужила эту любовь к самой себе. В данном случае помощь психолога необходима.

Конфлюэнция проявляется в преобладании «мы» в разговоре, отсутствие уважения к разнице между собой и другими, в проявлении злости, когда открывается эта разница, в искренней вере в то, что человек может читать мысли другого. Помощь в данном случае состоит в том, чтобы объяснить и показать границы между собой и другим, разделить эти границы. В данном случае 'жена' делает свой собственный выбор, начинает понимать свои потребности и чувства, проживает их сама и не смешивает их с выбором, потребностями и чувствами своего мужа. Терапевт помогает клиенту сконцентрироваться на себе самом, позволяет осознать суть происходящего и взывает к чувствам и желаниям клиента, и клиент сам делает свой выбор или не делает (Что очень часто мне удается наблюдать).

Интроекция - это невротический механизм, посредством которого мы принимаем в себя нормы, установки, способы действия и мышления, которые в действительности не являются нашими собственными (Фриц Перлз, 2006). Мне очень понравилось, как Фриц Перлз в своей книге Гештальт-Подход объясняет и делает сравнение о том, что принятие людьми интроектов на веру, то же самое, как принять пищу не разжевывая, проглотив кусками. Для человека это не будет полезно, ко всему прочему у него может встать желудок, да и весь организм может дать сбой, потому-что такая пища не усваивается. Точно так же мы принимаем на веру интроекты от родителей, воспитателей, учителей в школе, друзей не подумав, не разжевав такую информацию как например: врать нельзя, мальчики не плачут, девочки должны быть тихими, свое мнение держать при себе, нельзя злиться. Если родитель говорит ребенку: «Сделай то или не делай этого», ребенок может только подчиниться, то есть интроецировать приказ взрослого как замену своей собственной воли. Если приказ будет повторяться, то ситуация может в неосознанной форме превратиться в опыт: «в жизни надо делать то и не надо делать этого». В этом процессе важно не столько содержание того, что было интроецировано, сколько тот факт, что желание другого пришло на замену своего собственного желания. (Робин Ж-М., 1998).

Я сама выросла с кучей интроектов и только сейчас начинаю понимать, что впитала их в свое сознание так глубоко, что теперь приходится разбирать где интроект, а где реальность. Естественно такая информация усваивается, человек до конца жизни может верить в то, что можно жить так и не как иначе. Как же он может быть счастлив, он не понимает почему, что с ним происходит, что делать? Чем больше интроектов человек нахватал в жизни, тем меньше у него остается самого себя. И что самое страшное эти же интроекты мы передаем своим детям по наследству, также как и мы их получили когда-то от своих родителей и учителей. Нет конечно же, не все чему учит нас наше окружение в детстве это интроекты, нам нужно научиться почувствовать свои потребности, научиться сравнивать, опираться на себя, определять свои собственные жизненные ценности, приоритеты. Когда в речи много выражений «Я должен», «Мне следует», стоит задуматься - а должен ли я? а стоит ли мне? Нужно сфокусироваться на чувстве выбора, своего выбора, а не того, кто навязал тебе данный интроект. Человек сам должен принять решение как ему жить, вся информация должна быть переварена и усвоена, чтобы человек стал свободной личностью, чтобы он усвоил - что такое он сам! Недавно разговаривая с подругой, я сказала - приедут родственники и друзья на день рождение и мне нужно будет их развлекать, чтоб им не было скучно, нужно как-то их познакомить. а подруга говорит, а зачем тебе это нужно? И тут я понимаю, а ведь и правда мне этого не нужно, просто я так привыкла еще с детства, ублажать всех и вся. И я поняла, что на дне рождения я буду веселиться и кто захочет сам с кем-нибудь познакомится, и пусть сами себя развлекают, это уже по желанию. Вот такие вот эти интроекты, не дающие наслаждаться жизнью. Об интроекции говорят, когда человек впускает в себя чужие установки и убеждения без 'переваривания'. То, что говорит другой- безусловно, первая инстанция. (Лебедева Н.М., Иванова Е.А., 2004).

Проекция – это процесс, в котором отношение, поведение, чувства и мысли присущие мне – я приписываю другим людям, хотя на самом деле они относятся ко мне самой. Самый безобидный пример, когда мне холодно я тут же спрашиваю ребенка - тебе не холодно? Или же если мне хочется есть я спрашиваю у мужа - ты не голоден? Но бывают и не такие уж безобидные проявления проекции. Человек может злиться и обижаться, но в силу каких-то причин не признается себе в этом, и он приписывает свою злость, обиду, другому человеку. Спроецировав собственный негатив на другого человека, он начинает осуждать его, критиковать, высмеивать и бороться с ним. Или же человек нуждается в помощи и вместо того, чтобы просто попросить о помощи, он начинает постоянно помогать другим, заботиться о них.

'Проекция — по сути бессознательное явление. Прое­цирующий человек не способен удовлетворительно отличить внешний мир от внутреннего. Он визуализирует во внешнем мире те части своей собственной личности, с которыми отказывается себя идентифицировать' (Перлз Ф., 2000).

'Человек прибегает к проекции, когда не может принять свои чувства и поступки, потому что не должен чувствовать и поступать так. Это 'не должен', конечно, интроекция, и в этом смысле проекция всегда 'сидит' на базе какой-нибудь интроекции. Чтобы решить эту проблему, человек не признает свои собственные чувства и поступки, а приписывает их другим. В результате возникает разница между тем, что он знает о себе, и его реальными чувствами, и действиями.' (В. Л. Таланов, И. Г. Малкина-Пых, 2003).

Проекция – один из способов установления контакта, с помощью которых мы взаимодействуем с миром. Через проекцию дети осваивают социальные роли и получают обратную связь от окружения. Частые употребления в речи местоимений «ты, вы, они» вместо «я», фокусировка внимания на негативе, осуждение всех и вся, много замечаний, являются яркими признаками проекции. Чтобы вернуть проекцию нужно чтобы человек принял в себе эти чувства, которые он проецирует на других людей. Опять же приведу пример из своей жизни: я очень сильно разачаровалась в одном человеке, придя на личную терапию я начала ругать его, жаловаться своему терапевту с возмущением, претензиями к нему, а терапевт мне говорит, послушай - Ну что ты делаешь?, Что ты хочешь?, Похвалиться хочешь? Ну хвались. Скажи прямо какая ты хорошая. И тут я реально поняла, как я хотела себя похвалить, я гордилась собой, но признаться себе в этом трудно и страшно.

Ретрофлексия – это то, что мы хотим получить или сделать другому, а делаем себе. Процесс блокирования действия по удовлетворению желания и возврата чувств назад, точно против себя. Человек, склонный к ретрофлексии, обращается с собой так, как он хотел бы обращаться с окружающими. Энергия действия по удовлетворению желания образуется не снаружи, а внутри человека. Граница контакта становится непробиваемой.

«Ретрофлексия подчеркивает центральную человеческую силу, позволяющую разделять себя на наблюдателя и наблюдаемого – того, над кем производят действие и того, кто это действие производит» (Польстер И., Польстер М., 1997).

Ретрофлексия появляется у ребенка в процессе развития в период формирования самостоятельности, когда ребенок учится сам регулировать свои физиологические потребности и свое поведение, проявляя или сдерживая свои эмоции.

Признаки ретрофлексии: наличие психосоматических заболеваний,

сдерживание телесных проявлений: задержки дыхания, «проглатывание чувств, слез», мускульные напряжения: сжатие кулаков, сжатие зубов, действия, направленные на себя, не обязательно деструктивные: грызение ногтей, поглаживания себя, в речи много возвратных выражений типа «сам виноват», «я себя люблю, ненавижу и т.п.». Человек не позволяет себе проявлять свои чувства в отношении того, кому они действительно предназначены и разворачивает их против себя. Вместо того чтобы ударить кого-то, пинает стул или кидается предметами. Или же разворачивает на себя, он может бить себя кулаком по коленке, или сжимает зубы, кулаки. Грызет ногти вместо того, чтобы укусить. Чаще всего человек не позволяет себе проявить именно акты агрессии в отношении их истинных объектов, и он обращает их против своего организма, как будто бы его собственный организм является окружающей средой. Самоубийство - высшая форма ретрофлексии, человек убивает себя самого вместо того, чтобы убить того, кто заставил его страдать. Мыслить - это тоже форма ретрофлексии: когда я думаю, я говорю с самим собой, но являюсь ли я истинным адресатом своих слов? В психотерапевтической работе ретрофлексию необходимо развернуть, направить ее на отношения с окружающей средой. Если мысли остаются в голове, и не воспроизводятся нуружу голосом, то ретрофлексия парализует действие. Это работа с дыханием, телесными зажимами с целью высвобождения энергии и направления ее на внешнее выражение чувств и удовлетворение потребностей.

Дефлексия — это способ снятия напряжения, это уход от контакта с болезненным переживанием, когда слишком долго игнорируешь свои чувства, когда есть потребность, а ты вынужден переключиться, найти другой вариант, погасить потребность. Энергия направляется в виде любой другой более безопасной деятельности, перекрывая и маскируя реальный конфликт. Граница контакта становится скользкой и неуловимой, срабатывает механизм защиты, при котором энергия рассеивается на посторонние разговоры о погоде и природе, шутки, банальные общие фразы, перемещение разговора в другое русло. Приведу в данном случае свой пример. Мы с мужем прожив четыре года в браке, развелись. Я не смогла выдержать натиск свекрови, которая издевалась надо мной, пыталась меня перевоспитать (это она так говорила), не выпускала меня из дома даже к маме, и ушла по сути я больше от нее, чем от него. Я сама за него решила, что он будет на стороне матери и ничего не сказав ему ушла от него (в данном случае ретрофлексия). Через два года пережив различные трудности, поняв, что мы еще любим друг друга мы снова стали жить вместе и договорились что все проблемы, дилемы и прочее будем обсуждать и решение принимать вместе. Прошло несколько лет и вот опять я недоговариваю то, что мне не нравится, не могу напрямую ему сказать об этом (дефлексия), при этом злюсь на себя (ретрофлексия) и на него тоже, почему он сам не догадывается? (конфлюэнция), избегаю откровенного разговора, думаю если скажу, вдруг разозлится или что он обо мне подумает? Вот так и получается, что дефлексик избегает прямого контакта и отсутствует риск прямого отвержения.

Как же справиться с дефлексией? - осознать избегание и признать наличие проблемы. Вернуть внимание к трудности, удержаться в ней, прожить это переживание и обнаружить способ удовлетворения потребности. Иногда дефлексия бывает полезна, когда слишком большой накал страстей, чтобы разрядить обстановку.

При эготизме - мои границы на замке, человек не может отдаться процессу и получить удовольствие в полной мере от общения и т.д. Человек оценивает себя, как бы со стороны. Самый простой пример эготизма, когда девушка общаясь с молодым человеком (парнем, другом, сослуживцем), одновременно думает как она в данный момент выглядит? Эготизм - это попытка контролировать все и вся постоянно. Как часто контролируя себя, мы не можем насладиться жизнью.

Это именно тот человек, который контролирует ситуацию до мельчайших деталей. Человек не может отдаться процессу, он постоянно наблюдает за ситуацией как бы со стороны. Проверяет достаточно ли он хорош в этом, как он выглядит, вдруг все пойдет не так. За всем этим контролем стоит и страх что у него все пойдет криво, и боязнь сближения, боязнь испытать стыд или получить критику в свой адрес. Интенсивность и глубина эготических проявлений разнообразна и проявляется от невинных переживаний до глубокого стресса.

Ф. Перлз и П. Гудман, впервые описавшие эготизм, придают ему особый статус в ряду других сопротивлений, считая эготизм одним из результатов психотерапии, подобно неврозу трансфера. Человек научился следовать собственным желаниям, вести себя грамотно, стал осознавать свои переживания и заинтересовался процессом наблюдения за собой (Перлз Ф., 2006).

Слияние соответствует временному периоду преконтакта и предполагает невозможность дифференцирования человеком своих телесных ощущений, чувств, желаний, и т.д. На этапе контактирования (после выделения фигуры из напитавшего ее энергетически поля) интроекция и/или проекция останавливают контакт посредством какой-либо неассимилированной анахроничной идеи либо фантазирования о том, что поле или объект контакта являются, например, довольно опасными для субъекта. Процесс, протекающий на следующем этапе – финальном контактировании – может быть заморожен благодаря уклонению субъекта от прямого способа удовлетворения потребности, определяющей динамику поля (в этом случае принято говорить о дефлексии), либо обращению контактного по своей природе энергетического возбуждения на себя самого (в этом случае имеет место ретрофлексия). И, наконец, об эготизме речь идет чаще всего в ситуации, когда обсуждают феномены прерывания контакта на этапе постконтакта в случае, если новый, полученный на предыдущих фазах, опыт не может быть ассимилирован в self и отвергается в пользу уже имеющегося. При этом опыт никак не трансформирует self и «предохраняет» человека от желаемых изменений[/url] (Гингер С., Гингер А., 2009).

Подводя итоги вышесказанному, фазы контакта, через которые проходит человек и может осуществить контакт и удовлетворить свою потребность - это:

Преконтакт - когда происходит опознавание потребности через чувства, ощущения, переживания себя, встреча с потребностью («что я хочу»).

Контакт - поиск возможности удовлетворения потребности в среде, или понимание невозможности удовлетворения в среде. А также дифференцирование — насколько возможно удовлетворение, или нет.

Например: ну вот, я, как всегда не так сделал, не то сказал, не то подумал…

Любая неудовлетворенность человека своей жизнью может быть сведена в итоге к нарушениям его «контакта», в результате чего он не может удовлетворить свои истинные потребности. При невозможности удовлетворения человек возвращается на первую фазу цикла. И вновь начинается поиск — от кого-чего могу или хочу получить удовлетворение потребности.

Финальный контакт - встреча с потребностью и объектом её удовлетворения. Большая активность в этой фазе направлена не на переживание себя, а на объект удовлетворения потребности.

Постконтакт - ассимиляция удовлетворения и выход из контакта (насыщение). Угасание возбуждения и активности.

Как мы видим, терапевту приходится сталкиваться с разнообразными способами прерывания контакта, которые можно назвать сопротивлением клиента. Исходя из этого, особенности работы с каждым конкретным видом сопротивления будут отличаться. Кроме того, работая с клиентом, мы можем выделить его «особенный способ» прерывания контакта и такое понимание значительно расширяет возможности терапии.

Так, при выраженной конфлюенции, мы будем чаще обращаться к «Id» клиента, постоянно спрашивая и уточняя про его ощущения, чувства, обращать его внимание на дыхание, позу, движения. Пытаемся переживания клиента делать заметными для него самого.

При интроекции, можно поискать значимых людей, давших клиенту интроекты и совместно с ним попробовать «разжевать» их, почувствовать «на вкус», позволить в них усомниться. Проекцию, наоборот, стоит вначале поддержать, а затем развернуть на клиента, дать позволить ему присвоить ее себе. Например, если клиент считает терапевта очень теплым, поддержав его убеждение, можно исследовать когда клиент бывает теплым, способен ли он на это и т.д.

Ретрофлексию усиливаем до тех пор, пока клиент не осознает чувство, которое стоит за его поведением и не присвоит себе. Например, человек, постоянно щипающий себя, крутящий волосы на голове, таким образом может понять про свою тревогу, а за ней и про свою злость. Тут важно развернуть его чувство на конкретное лицо, к которому клиент испытывает эти чувства. При дифлексии важно останавливать клиента, задавать ему прямые, даже закрытые вопросы, не дающие возможности для маневра.

С эготизмом можно остановить клиента и попробовать обсудить фигуру, которую он удерживает во внимании, и которая мешает ему расслабиться и испытать радость до конца, не перескакивая сразу к другому действию.

В заключение, хочу сказать, я показала ключевые понятия теории контакта, и попыталась показать, как они взаимосвязаны между собой и как влияют друг на друга. Концепция контакта прекрасно применяется на практике. Через призму теории контакта великолепно рассматриваются любые отношения между людьми.

Похожие темы эссе выполненных ранее