Эссе на тему: Т. Веблен Теория праздного класса - пример выполненной работы
Время машинной корпоративной индустрии характеризуется, по Веблену, институтами денежной конкуренции и показного потребления. В Теории праздного класса ( 1899) Веблен анализирует механизмы формирования стяжательского типа экономического поведения, характеризующего представителей этого класса. Этот тип Веблен противопоставляет производительному типу поведения, характерному для низших классов. Для праздного класса, по Веблену, становится характерным принцип демонстративного расточительства во имя поддержания высокого уровня жизни.
К сожалению, при этом рассматриваются многие второстепенные аспекты, специфика собственно экономического анализа в значительной мере теряется. Многие моменты в анализе праздного класса следует расценить как достоинства теории Веблена. Он ярко описал паразитизм праздного класса, глубоко изучил идеологию этой общественной группы. Подчеркивая консерватизм и паразитизм господствующих классов в период империализма, Веблен выступил как прогрессивный ученый своего времени. Критический подход Веблена, его широкий кругозор, знание истории человеческого общества и обеспечили его книге Теория праздного класса заслуженное признание.
Веблен подчеркивает, и это очень важно, что свои каноны образа жизни буржуазия пытается навязывать всему обществу, всем его слоям. Такой стереотип существования предстает в освещении Веблена как убогий и бессмысленный. Теория праздного класса содержит не только объективное осуждение современной Веб-лену цивилизации бизнеса и созданной этой цивилизацией шкалы ценностей, ориентирующей людей лишь на потребление, но и представление об истинной сущности человека, от природы одаренного инстинктом мастерства и неодолимой тягой к иным ценностям - знанию и ТРУДУ - В этом бесспорное достоинство книги Веблена. Достаточно напомнить ключевое положение экономической теории Кейнса, утверждение, что высокие темпы экономического развития предопределяются высокими темпами потребления, или совокупного спроса. Стимулирование совокупного спроса является, по его мнению, одним из основных приоритетов экономической политики государства. Но это является и задачей производителей, ибо темпы развития предприятия и, соответственно, получаемая прибыль напрямую зависят от спроса на его продукцию. И потому задачей производителей становится не столько удовлетворение существующего спроса, сколько его создание путем различных форм давления на потребителей. Он обращает внимание на то, что именно индустриальная пропаганда развивает у человека установку иметь ( или приобретать), а не быть. Не случайно работа Веблена Теория праздного класса была написана в последнее десятилетие XIX в. США начинает формироваться так называемое общество массового потребления.