Эссе на тему: Тиран – это разбойник, не боящийся ни суда, ни наказаний. Это судья без суда и закона - Ю. Крижанич - пример выполненной работы
Трактат «Беседы о правлении» (1663). Написан для русского царя Алексея Михайловича. Крижанич выступал против утвердившейся в русской официальной политико-правовой идеологии в к. XV – н. XVI вв. концепции «Мономахова дара», согласно которой царская власть и ее символы были получены русскими властителями от византийского императора Константина Мономаха. Данная концепция противоречит тезису о божественном происхождении государственной власти в России и унижает русский народ. Факт передачи византийским императором русскому князю Владимиру Мономаху регалий царской власти – проявление наивысшей мирской гордыни римских императоров, нечестиво дерзнувших присвоить себе славу Иисуса Христа. Тот, кто хочет быть царем, должен про сить эту честь у Бога, а не у какого более высокого человека. Византийский император мог дать русскому князю величия не больше, чем русский князь византийскому императору.
«Глупая и грубая ложь», «басня» – теория происхождения русских царей из рода римского императора Октавиана Августа. Крижанич полагал нехорошим и неправильным в политике Ивана Грозного то, что он пренебрег титулом «король», который автор рассматривал в качестве славянского, подобающего высшему после Бога правителю, и воспринял чужое, неподходящее и несвойственное высшей власти римское имя «ЦАРЬ» (от цезарь).
Басней называл Крижанич и рассказ о призвании на Русь варяжских князей. Он был противником концепции «Москва – Третий Рим».
Политический идеал Юрия Крижанича – неограниченное самодержавие – «совершенное самовладство», которое он считал самой первой, самой важной и самой главной Божьей милостью, оказанной России. Также выделял и такие формы правления, как «боярское правление» и «обществоладство». Однако «самовладство» превосходит своими достоинствами другие способы правления.
При «самовладстве» лучше, по его словам, соблюдается всеобщая справедливость, легче и лучше сохраняются покой и согласие в народе, оно лучше оберегает от опасностей. Воплощением своего политического идеала Крижанич считал правление царя Алексея Михайловича. «Самовладство» есть власть, противоположная «чужевладству». Лучше пусть верховная власть находится в руках наихудшего из сородичей, тирана, чем у наилучшего чужеземца.
«Тиранство» – также плохой способ правления. Тиран – это разбойник, не боящийся ни суда, ни наказаний. Это – палач без судьи и без закона. Это – человек, отвергший все человеческое.
«Испорченное боярское правление» (олигархия или «маловладство») – плохой способ правления. Возникает, когда несколько человек незаконно захватывают господство и властвуют неправедно. «Общевладство», или «посадское правление», может испортиться, став «анархией, безвластием». Улучшение дел в государстве Крижанич связывал с уничтожением «дурных» и установлением «хороших» законов.