Проблема человека, его отношения к природе, к другому человеку и самому себе во все времена являлась актуальной. Это объединяет философов мира разных поколений (Демокрит, Платон, Аристотель, И. Кант, В. С.Соловьёв, В. И.Вернадский и др.).
Значение природы как воспитательного фактора раскрывали в своих трудах и педагоги-классики Я. А.Коменский, Ж. Ж.Руссо, И. Г.Песталоцди, Л. Н.Толстой, К. Д.Ушинский, В. А.Сухомлинский. Они подчёркивали возможность гармоничного развития личности в условиях максимального приближения к природе.
В настоящее время исследования экологических проблем осуществляются в различных научных отраслях. Взаимодействие экологического, эстетического и нравственного воспитания в целостном учебно воспитательном процессе рассматривают С. Н.Глазачев, И. Д.Зверев, А. Н.Захлебный, Б. Т.Лихачёв, Л. П.Печко, Т. С.Комарова и др.
Особое внимание при этом необходимо уделить детям дошкольного возраста, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным для формирования осознанного эмоционально-положительного отношения к окружающему миру. Дошкольный возрастной период, по признанию педагогов и психологов - это важный этап в развитии психики ребёнка, в котором закладываются основы для формирования новых психических образований.
Живые организмы теснейшим образом связаны не только друг с другом, но и с неживой природой.
Экосистема — это взаимообусловленный комплекс живых и неживых компонентов, связанных между собой обменом веществ и энергии. Экосистема — одна из наиболее сложных природных систем, являющихся относительно устойчивыми во времени.
Экосистема представляет собой функциональное единство организмов и окружающей среды. Это совокупность различных видов растений, животных и микробов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их средой таким образом, что вся эта совокупность может сохраниться неопределенно долгое время. Экосистемой может быть любое сообщество живых существ и среда его обитания, объединенные в единое целое. Экологические компоненты системы взаимозависимы и взаимосвязаны. Нарушение функций одного из компонентов вызовет нарушение устойчивости всей экосистемы.
В каждой экосистеме есть два основных компонента: организмы, с одной стороны, и факторы окружающей их неживой природы — с другой. Всю совокупность организмов, состоящую из растений, животных и микробов, называют биотой (от лат. 'био' — жизнь). Пути взаимодействия различных категорий организмов системы составляют ее биотическую структуру. Все физические и химические неживые факторы называют абиотическими.
Жизнь на Земле продолжается уже около 4 млрд лет, не прерываясь потому, что она протекает в системе биологических круговоротов вещества. Основу этого составляет фотосинтез растений и пищевые связи организмов в экосистемах, в которых осуществляется связь между живыми и неживыми компонентами природы.
Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики. В ДОУ в системе проводятся занятия о сезонных изменениях в природе, о том, какие животные проживают в различных экосистемах, какие растения растут на территории детского сада. Большое внимание уделяется педагогами совместно с детьми организации и изучению экологических пространств на территории детского сада.
С детьми в течение года в ДОУ проводятся экологические праздники, викторины, развлечения. С каждой группой проводятся занятия по графику (у каждой группы в неделю запланировано 1 занятие по подгруппам).
Можно представить себе три уровня изучения экосистем:
- объекты природы рассматриваются в отдельности, не обращая внимание на их связи;
- объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. внимание концентрируется на том, например, чем питаются те или иные, строятся соответствующие цепи питания. Или выясняется, скажем, значение леса для реки и т. д.;
Это уровень, когда рассматриваются уже не просто предметы, процессы. Во-первых, сезонные, в основе которых лежат действие естественных факторов. Во-вторых, те, которые вызваны деятельностью человека.
Для решения таких задач, как:
- сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о природе нашего региона.
- воспитания привычки заботиться о его природе и ее обитателях; нахождение взаимосвязи явлений в природе, умений делать выводы.
Воспитание любви к природе своего села; полезно создание экологической тропы.
Эта тропа может быть проложена на территории детского сада.
Таким образом, образовательная направленность заключается в формировании элементарных знаний экологического характера, являющихся исходным условием осознанно-правильного отношения дошкольников к природе; в совершенствовании у детей двигательных умений и навыков, а также в развитии двигательных и познавательных способностей.
Воспитательная направленность состоит в приобщении ребенка к широкому кругу общечеловеческих ценностей познания (приобретение новых природоведческих знаний), преобразования (природной среды и собственно себя), переживания (эстетического характера, возникающих при непосредственном восприятии природных явлений и объектов), а также в формировании интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Экологическое воспитание должно нести не только научные знания об окружающем мире, но и быть обязательно эстетически окрашено. Это способствует формированию у детей дошкольного возраста художественно-эстетического восприятия окружающего мира.
Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ может осуществляться в различных формах: экологических занятий, наблюдений за природными явлениями, в процессе ухода за растениями и обитателями живого уголка, специально организованных игровых обучающих ситуаций, целевых экскурсий, праздников и др. Процесс эколого-эстетического воспитания должен осуществляться путём широкого сенсорного развития детей, направленного на познание свойств предметов и явлений действительности путем эстетического восприятия, образных представлений и воображения. В процессе дидактических экологических игр у детей развиваются свойства и качества личности (умение воспринимать и ценить прекрасное вокруг, умение обладать и оперировать знаниями об окружающем в повседневной жизни, а также понимать значимость окружающего мира и уметь внимательно, и бережно относиться к окружающим людям, растениям и животным и т. д.).