Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений для детей, разнообразием педагогических услуг.
Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Она является ориентиром творческой деятельности воспитателей: определяет содержание образовательного процесса в ДОУ, отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным направлениям развития ребенка. В соответствии с направленностью и уровнем реализации программы устанавливаются вид и категория ДОУ.
Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий при соблюдении единства магистральных целей и задач дошкольного образования.
Современные образовательные программы для дошкольных учреждений образовательный программа дошкольный дети обучение
Основные программы дошкольного образования определяют содержание дошкольной ступени образования, его уровень и направленность, исходя из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый и достаточный для всестороннего развития ребенка уровень образования.
Целостность образовательного процесса может достигаться не только путем использования одной основной программы, но и методом квалифицированного подбора специализированных программ, каждая из которых включает одно или несколько направлений развития ребенка. Основные программы определяют особенности организации жизни детей в контексте обеспечения всех ее сторон и с учетом использования следующих форм детской деятельности: занятия как специально организованная форма обучения; нерегламентированные виды деятельности; свободное время в течение дня.
Разнообразие программ и их классификация
В настоящее время основной организационной формой дошкольного образования являются дошкольные образовательные учреждения шести разных видов, а также образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Соответственно, основная масса дошкольных образовательных программ, разрабатываемых до сих пор, нацелена именно на дошкольные образовательные учреждения.
Вместе с тем, в связи с резким сокращением сети дошкольных образовательных учреждений и невозможностью принять в них всех детей дошкольного возраста, с 2000 года начали развиваться вариативные и альтернативные формы дошкольного образования.
Последние годы в России характеризуются возникновением новых видов учреждений воспитательно-образовательного характера для детей, разнообразием педагогических услуг, которые предлагаются детям и их родителям. Наряду с государственными существуют негосударственные детские сады. Большая часть детских учреждений решает задачи общего развития детей, но уже имеются учреждения, ставящие целью раннее развитие специальных способностей дошкольников (эстетические центры, дошкольные группы и детские сады при лицеях, гимназиях и т.п.); интеграцию воспитания здоровых детей и детей с некоторыми проблемами физического развития; создание дошкольных групп, работающих в условиях двуязычия, и другие. Такое положение дел в дошкольном образовании непосредственно связано как с возрастающими запросами родителей, желающих поднять общий уровень развития детей, раскрыть у них те или иные способности, подготовить к обучению в определенной школе, так и с изменениями в самом школьном образовании.
Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.
Комплексные (или общеразвивающие) - включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Парциальные (специализированные, локальные) - включают одно или несколько направлений развития ребёнка.
Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.
Комплексные программы дошкольного образования:
* Программа воспитания и обучения в детском саду Авторский коллектив под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.
* Программа 'Радуга' Авторы: Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Е.В. Солошева и др.
* Программа 'Детство' Авторы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.
* Программа 'Истоки' Авторы: Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.
* Программа 'Развитие' Авторы: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова и др.
* Программа 'Кроха' Авторы: Г.Г. Григорьева, Д.В. Сергеева, Н.П. Кочетова и др.
Парциальные программы дошкольного образования
* Программа здоровье - сберегающего направления 'Основы безопасности детей дошкольного возраста' Авторы: Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева, Н.Н. Авдеева.
Программы экологического воспитания
* Программа 'Юный эколог' Автор: С.Н. Николаева.
* Программа 'Паутинка' Автор: Ж.Л. Васякина-Новикова.
* Программа 'Наш дом - природа' Автор: Н.А. Рыжова.
* Программа 'Природа и художник' Автор Т.А. Копцева.
* Программа 'Интеграция' Автор Т.Г. Казакова.
* Программа 'Семицветик' Авторы: В.И. Ашиков, С.Г. Ашикова.
* Программа 'Конструирование и ручной труд в детском саду' Автор Л.В. Куцакова.
* Программа 'Умка' - ТРИЗ Авторы: Л.М. Курбатова и др.
* Программа 'Гармония' Авторы: К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан.
* Программа 'Малыш' Автор В.А. Петрова.
* Программа 'Музыкальные шедевры' Автор О.П. Радынова.
Программы социально-нравственного развития дошкольников
* Программа 'Я, ты, мы' Авторы: О.М. Князева, Р.Б. Стеркина.
*Программа 'Я - человек' Автор С. А. Козлова.
* Программа 'Приобщение детей к истокам русской народной культуры' Авторы: О.Л. Князева, М.Д. Маханева.
* Программа 'Развитие у детей представлений об истории и культуре' Авторы: Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова.
* Программа 'Наследие' Авторы: М.М. Новицкая, Е.В. Соловьева.
Программы физического развития и здоровья дошкольников
* Программа 'Играйте на здоровье' и технология её применения в ДОУ. Авторы: Волошина Л.Н., Курилова Т.В.
* Авторская программа 'Играйте на здоровье', она базируется на использовании игр с элементами спорта. Программа создана на основе содержательной экспериментальной работы в ДОУ № 69 г. Белгорода. Она адресована воспитателям детского сада, инструкторам по физической культуре, тренерам детских спортивных школ, центров, оздоровительных лагерей.
* Программа 'Здоровье' Автор В.Г. Алямовская.
* Программа 'Дошкольник и... экономика' Автор А.Д. Шатова.
Краткий обзор программ
Программа 'Радуга' Авторы: Т.Н. Доронова, В.В. Гербова, Т.И. Гризик, Е.В. Солошева и др.
'Радуга' - комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра и физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни, обеспечение психического комфорта для каждого ребенка.
Программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. По всем основным видам деятельности дошкольников предусмотрены комплекты пособий для детей различных возрастных групп и рекомендации для воспитателей.
Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.
Основные цели программы:
обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы;
обеспечение охраны и укрепления его здоровья (как физического, так и психического);
всестороннее и своевременное психическое развитие;
формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру;
приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).
Содержание программы соответствует, как в настоящей радуге семи различным видам детской деятельности:
красный цвет - физическая культура: на занятиях формируются привычки к охране своего здоровья, к чистоплотности, аккуратности, порядку, культурно - гигиенические навыки и элементы самоконтроля во время движений, вырабатываются навыки правильного поведения в ситуациях, угрожающих жизни и здоровью, и предупреждения их;
оранжевый цвет - игра: игра считается ведущей деятельностью работы, она позволяет обеспечить психологический комфорт, создать атмосферу эмоционального тепла, защищенности, снять излишнюю заорганизованность и невротизацию детей. Она позволяет возникнуть чувству симпатии и интереса к партнеру по игре;
желтый цвет - изобразительная деятельность и ручной труд: - обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения Хохломы, Гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой;
зеленый цвет - конструирование: дает возможность развить воображение, фантазию и умственно воспитать малыша; дети учатся строить из строительных материалов, развивают конструктивные предпосылки, приобщаются к процессу творчества в конструировании;
голубой цвет - занятия музыкальным и пластическим искусством: позволяют развивать эстетические переживания, формируют интерес к музыке, развивать музыкально - сенсорные способности ребенка, способность двигаться в такт, пространственную координацию;
синий цвет - занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим: обучение родному и иностранному языкам происходят через ознакомление с произведениями народного творчества, художественной литературой;
фиолетовый цвет - математика: обучение математике происходит в атмосфере доброжелательности, поддержки ребенка, даже если он совершил ошибку, поощряется стремление высказать свое мнение; дети не только познают математику, но осваивают навыки учебной деятельности: определяют задачу, направление поисков, оценивают результаты.
Программа 'Детство' Авторы: В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.
Программа 'Детство' - программа обогащенного развития детей дошкольного возраста, обеспечивающая единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.
Разработана коллективом преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. Герцена /В.?И. Логинова, Т.?И. Бабаева, Н.?А. Ноткина и др. под редакцией Т.?И. Бабаевой, З.?А. Михайловой/ Девиз программы: 'Чувствовать - Познавать - Творить'
Задачи программы:
- развивать у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность к проявлению гуманного отношения к детской деятельности, поведению, поступках;
- способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
- пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность;
- укреплять физическое и психическое здоровье ребенка, формировать основы двигательной и гигиенической культуры.
Программа 'Истоки' (Л.А. Парамонова, Т.И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.)
Комплексная региональная программа. Разработана по заказу Московского комитета образования. Основана на многолетних психологических и педагогических исследованиях; учитывает современные тенденции развития общественного дошкольного образования. Цель - разностороннее, воспитание и развитие ребенка до семи лет. В программе выделены следующие возрастные этапы: раннее детство (оно представлено младенческим /до 1 года/ и ранним возрастом /1-3 года/) и дошкольное детство (представлено младшим дошкольным возрастом /3-5 лет/ и старшим дошкольным возрастом /5-7 лет/). Программа имеет базисную и вариативную составляющие. Является программой открытого типа, предполагающей использование самых разнообразных педагогических технологий.