Внимание! студентцентр.рф не продает дипломы, аттестаты об образовании и иные документы об образовании. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.

Эссе: Как отражается в романе Робинзон Крузо эпоха просвещения

Подробности выполненного заказа

Тип: Эссе

Предмет: Литература

ЦЕНА:
700 руб.

#790698

Эссе с присвоенным номером '790698' было написано на тему 'Как отражается в романе Робинзон Крузо эпоха просвещения' по предмету 'Литература' по цене 700 руб. Заявка поступила 06.06.2014 специалисты приступили к выполнению заказа незамедлительно и к 08.06.2014 работа была полностью выполнена и передана клиенту. Защита работы прошла успешно.

Эссе на тему: Как отражается в романе Робинзон Крузо эпоха просвещения - пример выполненной работы

При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Существует единый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, но и морально-религиозное совершенство. Верное воспроизведение законов природы позволяет построить естественную нравственность, естественную религию и естественное право. Разум, освобожденный от предрассудков, является единственным источником знания. Факты суть единственный материал для разума. Рациональное знание должно освободить человечество от социального и природного рабства, общество и государство должны гармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо от практического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия.

Конкретные пути реализации этой программы в рамках Просвещения существенно расходились. Особенно значителен был разброс в мнениях о религии: практический атеизм Ламетри, Гольбаха, Гельвеция и Дидро, рационалистический антиклерикальный деизм Вольтера, умеренный деизм Д'Аламбера, благочестивый деизм Кондильяка, эмоциональный 'деизм сердца' Руссо. Объединяющим моментом была ненависть к традиционной церкви. При этом, однако, деизм Просвещения не исключал таких организационных форм, как масонская квази-церковь с ее ритуалами. Гносеологические различия были менее разнообразны: в основном просветители придерживались эмпиризма локковского толка с подчеркнуто сенсуалистским толкованием происхождения знаний. Сенсуализм мог носить механико-материалистический характер (Гельвеций, Гольбах, Дидро), но не исключался скептический и даже спиритуалистический вариант (Кондильяк). Онтология интересовала просветителей в меньшей степени: они предоставляли решение этих проблем конкретным наукам (в этом отношении философия Просвещения может считаться первым вариантом позитивизма), фиксируя лишь очевидность существования субъекта, природы и бога-первопричины. Только в 'Системе природы' Гольбаха дана догматическая картина атомистически-материального бытия. В социальной сфере просветители старались обосновать теорию прогресса и связать ее со стадиями хозяйственного и политического развития общества (Тюрго, Кондорсе). Экономические (Тюрго), политические (Монтескье), правозащитные (Вольтер) идеи Просвещения сыграли значительную роль в становлении либеральной цивилизации современного Запада.

Просвещение во Франции

Национальные школы Просвещения имели свои особенности. Философия французского Просвещения отличается своей радикальной социальной и антиклерикальной направленностью. Для нее характерна блестящая литературная форма, в ряде случаев дающая литературные и публицистические шедевры (Дидро, Вольтер, Руссо). При все своем остром интересе к социальной и исторической проблематике французские просветители не создают общей философии истории, растворяя специфику исторического в природе с ее властью случайности и в произволе человеческой воли. Цвет французского Просвещения объединило издания 'Энциклопедии' (1751-1780), возглавленное Дидро и Д'Аламбером. 'Энциклопедия' стала своего рода эмблематическим деянием просветителей, поскольку объединяла в себе функции пропаганды науки, воспитания граждан, воспевание созидательного труда, объединения авторов в 'партию' просветителей, эффективного практического предприятия и 'полезной' эстетики, воплощенной в великолепных гравюрах. В программных статьях ('Вступительное рассуждение', 'Энциклопедия') перед 'добротной' философией была поставлена задача 'объять единым взглядом объекты умозрений и операции, которые можно выполнить над этими объектами' и строить заключения 'исходя из фактов или общепринятых истин'.

Английское и немецкое Просвещение

Английское Просвещение сосредоточено на проблемах утилитарной морали (Шефтсбери, Хатчесон, Гартли, Мандевиль) и сенсуалистической эстетики (Хом, Берк, Шефтсбери, Хатчесон). В гносеологии оригинальна шотландская школа 'здравого смысла'. Английский деизм более увлечен проблемой веротерпимости и свободомыслия, чем богословскими проблемами (Толанд, С. Кларк, А. Коллинз).

Немецкое Просвещение более метафизично и плавно вырастает из традиций классического рационализма 17 в. (Чирнхауз, Пуфендорф, Томазий, Вольф, Крузиус, Тетенс). Позднее немецкое просвещение увлечено религиозными спорами (под влиянием пиетистского фермента) о веротерпимости, пантеизме, соотношении прав государства и церкви (Реймарус, Мендельсон, Лессинг, Гердер). Баумгартен и Лессинг вносят заметный вклад в эстетику. Гердер - один из первых создателей принципа историзма - создает обширную картину эволюции природы от неорганической материи до высших форм человеческой культуры.

Кризис европейского Просвещения становится заметен в таких предромантических явлениях как апология эмоциональной и народной стихии у позднего Руссо, немецкое литературно-философское течение 'Буря и Натиск' с его агрессивным волюнтаризмом, интуиционизм зрелого Гете, антипросвещенческие выпады Гамана и Ф. Якоби, визионерская мистика Сведенборга.

Идейное наследие Просвещения

Исторической границей европейского Просвещения становятся 1780-1790-е гг. В эпоху английской промышленной революции на смену публицистам и идеологам в культуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно-философская революция пересмотрела статус разума.

Интеллектуальное наследие Просвещение было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстро вытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет 'плоского рационализма'. Однако Просвещение находит союзников в лице позитивистов 2-й половины 19 века и обретает 'второе дыхание' в 20 веке, воспринимаясь иногда как альтернатива и противоядие в борьбе с тоталитаризмом. Так, просвещенческие мотивы звучат, например, в работах Гуссерля, М. Вебера, Рассела, Витгенштейна.

Ценности и идеи просвещения в романе Д. Дефо

просвещение нравственный возрождение дефо гойя

Основными произведениями Дефо долгое время являлись различные сатирические памфлеты. Из беллетристических сочинений его прославился только 'Робинзон Крузе'. Беллетристические произведения Дефо относятся к рудиментарной стадии художественного творчества. Вместо художественных образов, автор старается дать читателю ловкий обман. Все произведения Дефо ведутся от имени будто бы действительно существовавшего героя, передающего свои приключения и впечатления. Этот жанр литературы процветал в Испании и оттуда проник в Англию еще раньше Дефо, однако именно Дефо, знавший испанский язык, дал толчок развитию этого жанра в своей стране. Предвестником реалистического романа являются испанские повести. Дефо содействовал пересадке их в Англию, но в его повестях реалистического (в смысле воспроизведения обыкновенной повседневной жизни) не очень много, и лишь с большою натяжкою можно бы было сохранить за ним имя отца реалистического романа в Англии (как пробовали его называть некоторые критики). К числу беллетристических произведений, написанных по шаблону фиктивной автобиографии, принадлежит и книга, обессмертившая имя Дефо - 'Робинзон', распадающаяся на два сочинения, лишь механически между собою связанных. В банальный, часто неправдоподобный, порою грубый рассказ о фиктивном путешествии и посещении стран, никогда автором не виданных, вставлено, в качестве отдельного эпизода, повествование о пребывании героя на необитаемом острове. Этот талантливо рассказанный эпизод 'робинзонады', проникнутый философскою и просветительскою мыслью и полный завлекательных положений, и дал бессмертие книге Дефо. Еще Руссо - видный французский просветитель - указал, что в этом эпизоде - вся ценность книги, что он должен быть выделен из нее и очищен - тогда получится лучшая детская книга. Предсказание Руссо сбылось. Произведение Дефо действительно сохранило только этот эпизод 'робинзонады' и действительно стало детскою книгою. 'Робинзонада' имела своих предшественников. Незадолго до выхода 'Робинзона' Дефо в Англии вышло описание пребывания некоего Селькирка на необитаемом острове. Приключения Селькирка послужили первым материалом для Дефо, избравшего для Робинзона те же места и ту же природу, среди которых жил Селькирк. Но в то время, как последний одичал, Робинзон нравственно возродился. Это нравственное совершенствование в одиночестве, в общении с природою, вдали от общества и цивилизации, составляет выдающуюся философскую идею книги, а самый процесс возрождения и пробуждения - главную ее прелесть, главное право ее на воспитательное значение. Самая идея, положенная в основу Робинзона, была проведена в философском романе арабского писателя Ибн-Тофаиля: 'Хан-ибн-иокдан', написанном в XII в. и также не оставшемся без влияния на Дефо.

Дефо очень органично смог показать в своей книге значимость просвещения и его ценностей. Мы знаем что главной задачей просвещения является воспитание и образование, приобщение к знаниям всех и каждого. И именно это мы можем отчетливо увидеть в произведении. Прожив достаточно долгое время на острове, герой Дефо встречает дикаря. Он дает ему имя Пятница, так как именно в этот день Робинзон спасает его от съедения соплеменниками. Робинзон сразу поворачивает их отношения в сторону отношений раба и господина, но при этом он ведет активную просветительскую деятельность. Робинзон пытается дать Пятнице некоторые знания. Он обучает его английскому языку, стрельбе и многому другому. Робинзон пытается объяснить дикарю что такое христианство, пытается искоренить в Пятнице приверженность к язычеству. Мы наблюдаем как Робинзон становится самым настоящим просветителем. Избавление от всех социальных неурядиц просветители видели в распространении знаний. Этим и занимался герой Дефо. Просветители верили в возможность построения гармонического общества. Подобие такого общества мы видим на острове, куда волей судьбы был занесен Робинзон. Отчасти это понимает и сам герой, поэтому он спустя 28 лет, которые провел на острове, расстается с этим местом с большой грустью, хотя и исполняется его давняя мечта - он и плывет домой.

Робинзон является приверженцем некоторых целей и идеалов просвещения, таких, как свобода, мир, ненасилие, и др., а также знаменитое вольнодумство, критическое отношение к авторитетам всякого рода. Особенно ярко мы видим в нем отторжение насилия. После расправы над дикарями, приплывшими на остров за Пятницей, Робинзона долго мучает совесть, хотя он и пытается убедить себя, что это было необходимо.

Д. Дефо сделал своей книгой очень многое для развития и дальнейшего движения просвещения в широкие народные массы.

Похожие темы эссе выполненных ранее