Эссе на тему: Явление автокоммуникации в спектакле Евгения Гришковца - пример выполненной работы
Спектакль 'Как я съел собаку' поставлен по мотивам рассказа 'Другие'. С первого взгляда спектакль похож на юмористический монолог в довольно хорошем исполнении Гришковца. Но, наблюдая довольно серьёзные сцены и озабоченный вид актёра, понимаешь, что это не так. Я его пересмотрел два раза и сделал вывод о том, что этот рассказ о тех моментах жизни Гришковца, которые он не хотел бы пережить дважды или вообще не хотел. Из названия 'Как я съел собаку' также понятен смысл спектакля. Это значит некий горький опыт, который не хотелось бы повторить. К этому опыту он относит школу, службу на флоте, момент, когда он был пьян, 'реабилитационная' жизнь после службы на флоте… Гришковец говорит о школе, службе и не понимает, он ли это. Для Гришковца всегда стоит вопрос, когда играет в этом спектакле, где он, а где персонаж. Потому, что этот персонаж будет рассказывать часть его жизни и физически это будет он.
Гришковец рассматривает себя в моменты учёбы, службы, как другого человека, не себя. Тот персонаж лучше, чем он сам: 'Я стремлюсь к славе, аплодисментам, а персонаж просто хочет хорошо жить'.
Декорации: сцена представляет из себя освещённый чёрный квадрат, за пределами которого не видно ничего. В квадрате и за его пределами лежат канаты. По середине стоит стул, сбоку ведро…
Гришковец играет один. Он одет в настоящую матросскую робу, бескозырку и белые штаны.
Основная идея спектакля заключается в приобретение горького опыта жизни и становление мужских качеств: ответственности, самостоятельности… На мой взгляд, то, что Гришковец играет главную роль, сам делает декорации, подбирает музыку, очень помогло в осознании зрителем сути этого спектакля. Ни кто не сможет в точности передать того, о чём думает автор, кроме него самого. Вот, как говорит Гришковец об этом: '…Почему-то какие-то люди захотели выучить наизусть и сыграть мои пьесы. Но я стараюсь не смотреть эти спектакли, так как наверняка они не совпадут с тем, как я это вижу. Я приду на спектакль, а люди поставили его, они любят его, а мне не понравится. И хотя я обычный зритель в этой ситуации, ко мне будет повышенный интерес и мне придётся лгать или говорить обидные слова. И они расстроятся и огорчатся, и потом человек с меньшим удовольствием будет дальше играть. Но не ревностно. Я стараюсь всячески помогать в таких случаях. Вы поймите, 'Как я съел собаку' поставлен от Японии до Бразилии, тут ревности не хватит'. Гришковец передаёт всё то, о чём он думает, при помощи пантомимы, не цензурных выражений и очень простого языка, чтобы быть ближе к слушателям, и у него это получается.