Эссе на тему: Средневековая проблема универсалий - пример выполненной работы
Статья посвящена одному из главных вопросов средневековой философии - проблеме универсалий. Рассмотрены основные направления: реализм, номинализм, концептуализм на примере философских произведений западноевропейских философов (Боэций, Росцелин, Ансельм Кентерберийский) и представителей армянской философии (Давид Анахт, О. Воротнеци, Г. Татеваци).
Постановка проблемы. Средневековая армянская философия всегда вызывала противоречивые оценки исследователей: одни - называли выдающейся эпохой в развитии армянской философской мысли, другие - пытались лишить ее права называться философией. Такие разногласия лишь подчеркивают актуальность исследования это периода, исследование которого открывает новые перспективы для историко-философского осмысления.
Одной из доминирующих тем философских дискуссий в эпоху средневековья была проблема онтологического статуса универсалий. Это позволяет утверждать, что ее постановка и решение отражают главные тенденции и специфические свойства данного периода. Исследование проблемы универсалий в средневековой армянской философии имеет не только сугубо научно-философский или теологический характер - это весьма острая философско-мировоззренческая проблема для христианских мыслителей, и ее актуальность является вполне правомерна.
Вопрос о онтологическом статусе общих понятий впервые был поставлен античными мыслителями на основе интерпретации отношений между вещами, родами и видами в философии Аристотеля. Наиболее полно эта проблема была выявлена позднеантичным философом Порфирием в его комментарии труда 'О категориях'.