Эссе на тему: Потребительское поведение во время войны и революции 1916 - пример выполненной работы
В августе 1914 г. началась первая мировая война, в которой столкнулись, прежде всего, интересы крупнейших западноевропейских и американских монополий за передел мира, сфер влияния, рынки сбыта. Втянутая в войну Россия, выступившая в защиту Сербии от агрессии Австро-Венгрии, вынуждена была мобилизовать в армию 15,5 млн. человек, из них 13 млн. крестьян.
Перед войной сбор продовольственного и фуражного зерна составил 90 млн. тонн (в два раза выше 1906, 1907 гг.). За счет интенсивных факторов на долю аграрного сектора приходилось 50% национального дохода при 65% сельского населения. Душевое потребление хлеба составляло 368 кг. На 100 человек населения приходилось 56 голов крупного скота. Валовый доход крестьянского хозяйства составлял 650-930 рублей. Поэтому аграрный сектор страны в начальный период первой войны не вызывал у правительства особых тревог.
Вместе с тем правительственная программа увеличения военных расходов, милитаризация экономики требовали усиления регулирующей роли государства в хозяйственной жизни. Это выразилось в организации централизованного распределения всех сырьевых и топливно-энергетических ресурсов между предприятиями через созданные 'особые совещания' по обороне, топливу, продовольствию, по вопросам перевозок.
Так, при Министерстве торговли и промышленности в мае 1915 г. был образован Главный продовольственный комитет, а с августа 1915 г. – Особое совещание по продовольствию. В функции этого совещания входило руководство всем продовольственным делом вне зоны военных действий, закупка через своих уполномоченных всей продовольственной продукции, реквизиция и конфискация продуктов, их распределение, назначение твердых цен. Низовые продовольственные совещания выявляли излишки, создавали запасы продовольствия, регулировали цены. Ведущие заготовительные органы (ведомства земледелия и военное) конкурировали между собой.
В экстремальных условиях войны свободные рыночные связи вытеснялись системой казенных заказов отечественным предпринимателям на выпуск продукции. Усилилась концентрация производства и капитала. При уменьшении конкуренции в России стали образовываться высшие формы монополий – концерны, объединяющие крупные предприятия различных отраслей и банки. За счет получения правительственных заказов обогащались финансовые магнаты, связанные с ними государственные чиновники.
Перераспределение средств на нужды военной промышленности привело к резкому сокращению производства товаров народного потребления. За счет снижения или свертывания основного производства многие пищевые предприятия, например, саратовские мельницы, нижегородские маслобойные заводы, курские сахарные заводы организовали выпуск вооружения.