Эссе на тему: Русское искусство эпохи Екатерины II - пример выполненной работы
Обращение к собственной истории также неотделимо от рассматриваемой нами эпохи. Литература и живопись наиболее ярко демонстрируют подобную тягу. Лысенко, Акимов, Угрюмов, Сумароков, Ломоносов – представители исторической литературы и живописи.
Если говорить об архитектуре, то можно с уверенность утверждать, что русская архитектура развивалась в русле западноевропейских стилей. Русское барокко, представленное усадебными постройками, сменилось классицизмом (А.Ф. Кокоринов, А. Риналди). Классицизм стал не просто стилем эпохи Просвещения. Он стал методом 'взращивание' культурного (естественного) героя. Рациональность – вот ключ к успеху. Именно ей как неотъемлемой черте классицизма и суждено было сыграть решающую роль в архитектуре XVIII столетия. Варфоломей Растрелли, И.Е. Старов, В.И. Баженов, Н.А. Львов, М.Ф. Казаков – те архитекторы, что прочувствовали настроения своей эпохи и воплотили их в собственных творениях. Размах и торжественность, содержательность и живописность, выдержанность и рациональность. Они – творцы нового времени, ваятели будущего державы.
Скульптура в большей своей части стала атрибутом архитектурных ансамблей (исключая, пожалуй, творчество Ф.И. Шубина и Э.М. Фальконе). Быть может, объяснить это можно развитием живописи. Она казалась 'понятнее', доступнее и влиятельнее. Ближе к народу.
Меняется время, меняются настроения, меняются взгляды. Все меняется. Но изменения – это вариация будущего. То в каком русле они будут идти, влияет на то, какое будущее ждёт страну. Меняется даже место женщины в обществе, о чем очень живописно пишет М. Лотман.
Бесспорно, что эпоха правления Екатерины II – это эпоха расцвета культуры и искусства. Она, быть может неосознанно, предвидела те изменения, что ждут империю. Жаль, что сама в некотором роде 'испугалась' их. Ведь по сути, этим и стала обусловлена двойственность настроений (а значит, и искусства) которая получила развитие. Просвещенность стала соперничать с консервативностью, радикальность с либерализмом, стремление к переменам с попыткой остановить их. Но искусство уже осознало свою значимость. Оно 'вышло' из народа, оно стало выявителем общественных и народных чувств и настроений. Разобраться в том, что в нем было стремлением к изменением, а что – отголоском прошлого, трудно. Бесспорно лишь то, что именно за счёт это 'самокопания' и 'самореализации' стала возможной динамика исторического развития России. А она, в какую бы сторону не шли изменения, это всегда лучше, нежели застой и консервативность.