Эссе на тему: Роль и место кодексов в регулировании механизма мобилизации доходов в бюджет - пример выполненной работы
Российская Федерация - это федеративное государство, которое состоит из отдельных регионов, самостоятельных субъектов, поэтому обладает сложной бюджетной системой.
Ещё в 1999 г. в послании Президента Правительству РФ 'О бюджетной политике на 1999 год' была поставлена задача, чтобы в новую фазу вступила реформа межбюджетных отношений на базе создания сбалансированной системы прав и ответственности органов государственной власти РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления.
Программа стабилизации экономики и финансов, одобренная на расширенном заседании Правительства РФ 23.06.1998 г., среди мер по преодолению бюджетного кризиса также особо выделяет упорядочение межбюджетных отношений, что свидетельствует о большой важности этой проблемы. Бюджетному кодексу в этих отношениях принадлежит существенная роль.
Объект исследования - Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Предмет исследования - роль Бюджетного кодекса РФ в совершенствовании бюджетных отношений.
Цель исследования - изучить роль Бюджетного кодекса РФ в совершенствовании бюджетных отношений.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности функционирования бюджетной системы РФ и необходимость принятия Бюджетного кодекса.
2. Проанализировать содержание Бюджетного кодекса Российской Федерации.
3. Рассмотреть основные направления совершенствования Бюджетного кодекса Российской Федерации, как предпосылку развития бюджетных отношений в РФ.
Информационной базой для написания данной работы послужили:
1. Нормативные акты, в числе которых:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- законы, регулирующие бюджетные отношения в РФ;
- указы президента РФ о бюджетных отношения в Российской Федерации.
2. Журнальные статьи таких авторов, как: Ю.А. Беляев, В. Лексин, Н.С. Максимова, И. Подпорина, А. Швецов и др.
Сущность бюджетной системы РФ и необходимость принятия Бюджетного кодекса бюджетный кодекс российский федерализм
Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет, имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. Новый Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как 'форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления'. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (с изменениями от 20 августа 2004 г.). - М.: Юрайт, 2005.
Как правило, тип государственного устройства, сложившиеся формы управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. Кардинальные изменения в экономике России, в ее политическом статусе, произошедшие на рубеже 80-90-х гг., вызвали серьезную трансформацию бюджетного механизма.
Появление новых форм собственности, и, следовательно, новых субъектов хозяйствования, располагающих собственными финансами, повлекло изменения в системе денежных доходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами, прямое перераспределение денежных средств значительно сократило сферу своего применения.
После устранения всеохватывающего господства КПСС возникла проблема разделения полномочий между законодательной и исполнительной властями в отношении распоряжения финансовыми ресурсами общества и соответствующей регламентации бюджетного процесса.Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы // Экономист. -1996. - №11. - С.22-26.
Другим важным направлением модернизации государственных финансов стало расчленение единого государственного бюджета времен развитого социализма на три самостоятельные части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, что явилось важным шагом к демократизации финансовых отношений.
В том же направлении действовали переход к налогам как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, разгосударствление промышленности и т.п.Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ // Вопросы экономики. - 1998.- № 3. - С.18-22. Все это привело к принципиальным изменениям и в бюджетной системе России, и в ее бюджетном устройстве.