Эссе на тему: Сотрудничество России с мировыми финансовыми институтами - пример выполненной работы
В современных условиях важную роль в мировой экономике играют международные финансовые организации (МФО). Их деятельность во многом способствует укреплению мирохозяйственных связей и активизации участия стран в международных валютно-кредитных отношениях. МФО являются ключевым элементом международной финансовой системы. Обладая значительным объемом финансовых ресурсов, они оказывают заметное влияние на экономическое развитие многих стран и регионов мира. В условиях возросшей взаимозависимости практически все государства заинтересованы в сотрудничестве с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями
Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Среди них особое место занимают организации в системе ООН: Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка – Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала – Международная ассоциация развития (МАО), Международная финансовая корпорация (МФК) и Многостороннее инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), а также неправительственные организации Парижский и Лондонский клубы.
Международные финансовые организации занимают важное место в системе международных экономических отношений, а также в настоящее время оказывают существенное влияние на развитие экономики России.
Прошедшее десятилетие свидетельствует, в целом об активизации сотрудничества России с международным финансовым сообществом, путем прямого членства в организациях с международным статусом или на договорной основе.
Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для инвесторов.
Весьма важно и то, что, являясь членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приобщается к богатому опыту регулирования валютной, кредитной и финансовых сфер, накопленному мировым сообществом. В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы.
Объектом исследования данной работы является современная международная валютная система и деятельность в рамках нее надгосударственных финансовых структур.
Предметом исследования являются международные финансовые отношения России с крупнейшими международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, их проблематика и перспективы.
Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными финансовыми организациями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:
рассмотреть классификацию и раскрыть функции этих организаций;
рассмотреть основные виды международных финансовых организаций;
оценить деятельность валютно-финансовых организаций в Российской Федерации, на примере взаимоотношений с МВФ.
Классификация международных финансовых организаций
Структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.
Международные финансовые организации могут быть сгруппированы с учетом их особенностей следующим образом:
бреттон-вудские организации (МБРР и МВФ) по членскому составу являются универсальными, имеют всемирное значение, тогда как остальные образованы либо по региональному принципу (МБЭС, МИБ, МГБ и ЧБТР), либо по другим принципам, хотя и объединяют крупную группу стран (ЕБРР и БМР);
две международные финансовые организации учреждены с целью межсистемной помощи (МАР – развивающимся странам, ЕБРР – странам с переходной экономикой);
ЕБРР изначально, путем включения соответствующего положения в свои уставные документы, обусловливал предоставление своих ресурсов странам-членам, отвечающим определенным, в том числе политическим, критериям (они должны быть привержены принципам многопартийной демократии, рыночной экономики и пр.);
МБЭС и МИБ сейчас практически не ведут основной деятельности, поскольку еще не урегулировали отношения с кредиторами и должниками (крупнейший из последних – Россия). МГБ (имеет малый капитал) осуществляет ограниченный объем операций, возможности же привлечения ресурсов на рынках для него ограничены, ЧБТР лишь только начинает свою работу;
МБЭС служил своего рода клиринговым центром, МИБ был инвестиционным учреждением, а ЕБРР, МАГИ и МФК специализируются на поддержке инвестиций. При этом ЧБТР задуман как институт одновременно торгового и проектного финансирования, МАР поддерживает проекты развития в ограниченном круге стран-членов на особо льготных условиях.
Другие имеют более глобальные задачи.
Международные финансовые организации, являясь частью системы международных экономических организаций, классифицируются согласно принципам группировки последних. Рассмотрим наиболее известные классификации.
Международные экономические организации, осуществляющие регулирование в системе мирового хозяйства, можно классифицировать по двум основным принципам: по организационному принципу и по сфере многостороннего регулирования.