Эссе на тему: Проблемы гуманизма в современной философии - пример выполненной работы
Не это ли сегодня мы наблюдаем в нашей гуманистически ориентированной цивилизации с ее культом прав человека, экономических и политических свобод? Однако даже при самом поверхностном взгляде становится очевидно, что воспевается не человек-творец, гений, титан культуры, а цивилизованный гражданин-потребитель, так же, как и древний римлянин, требующий 'хлеба и зрелищ', а также кредитов, социальных пособий, налоговых послаблений, — одним словом, легких и быстрых денег, материальных благ и развлечений, обеспечиваемых не личным трудом и напряжением ума и воли, а плодами мировой финансовой системы и прогрессом науки и техники.
Современный гуманизм, выбрав для себя светский, мирской путь развития, возвеличил в человеке именно природное начало, подразумевая, что духовное начало разовьется из естественных условий человеческого общежития. Но, как задается вопросом С. Л. Франк, как природное, непросветленное начало может быть носителем высшего света? 'Мало того, что человек оказался обезьяноподобным существом, — пишет русский философ, — отныне от призван комочком живой плоти, вся душевная жизнь и все идеи которого определены слепым механизмом полового вожделения; не разумное сознание, не дух и не совесть, а слепые хаотические подсознательные силы правят человеческой жизнью'. Светский гуманизм, набравший обороты во второй половине XX века, как раз говорит о натуралистическом фундаменте гуманизма, о естественной природе нравственности. Представители этого типа гуманизма защищают натуралистическую этику, убеждение, согласно которому моральные проблемы могут быть наилучшим образом решены посредством их соотнесения с фактуальным знанием и человеческим опытом. Это означает, что нет объективных моральных ценностей, нет места моральному абсолютизму, так как он догматичен и репрессивен, но взамен предлагаются моральные нормы, вырастающие из процесса рефлексивного исследования.