Эссе на тему: Почему русская философия 19 века - пример выполненной работы
С давних времен, с самогосвоего становления Россия зарекомендовала себя, как страна необычная, непохожая на других, а потому непонятная и вместе с тем чрезвычайнопритягательная.
Тютчев сказал в свое время проРоссию:
Умом России не понять,
Аршином общим неизмерить:
У ней особенная стать—
В Россию можно только верить.
Эти строки, безусловно, актуальны ипо сей день. Россия – страна, не подпадающая ни под какие мерки, шаблоны изаконы логики. Но Россия, ее характер – это характер ее народа, характерсложный и весьма противоречивый.
19 и 20 век — это была эпоха пробуждения в Россиисамостоятельной философской мысли, возникновение новых течений в философиидемонстрируя предельное многообразие подходов к проблеме человека. Напротяжении столетий менялись духовные установки и господствующиемировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, онаслужила фундаментом для самых разных теоретических исканий.
Панорама концепций человека,созданных в этих веках, обширна. В нее входят представители различныхфилософских направлений.
Так, русская философияпредстает перед нами как история борьбы двух противоположных направлений: стремленияорганизовать жизнь на европейский лад и желания оградить традиционные формынациональной жизни от иностранного влияния, в результате которого возникли двеидейные программы: западничество и славянофильство.
Западничество и славянофильство составляет главныйфокус, вокруг которого и по отношению к которому оформился идеологическийгоризонт эпохи сыгравший решающую роль в формировании русского национальногосамосознания и определяющий дальнейшие судьбы русской философии.
К философскому направлению “ Западники “ принадлежали великие личности:
П. Я. Чаадаев (1794-1856 гг.) и Н. В. Станкевич (1813 1840гг.) которые считали, что Россия должна учиться у Запада и пройтитот же путь развития, которым шла иидет Западная Европа. Истинная религия- католицизм.
Герцен Александр (1812-1870) Существует единство бытия и мышления,жизни и идеала (стремился найти и сформулировать новый метод познания). Форма движения к новомумиру — соединение философии с жизнью, науки с массами; тогда начнетсяпора 'сознательного деяния' (это характеристика сущности человека,возвышающегося над неосмысленным существованием и над бесстрастным занятием наукой). Природа - первичный живой процесс, а диалектика — познание илогика — ее отражение и продолжение.
Белинский ( 1811-1848) Духовная природа человека отлична отего физической природы, но неотделима от нее; духовное есть деятельность физического. Источник исторического прогресса — сознание, выдвигающее новые идеалы. Национальное — выражение и развитие общечеловеческого: человечество вне национальностей - лишь логическая абстракция. Славянофилы неправы, противопоставляя Россию и Западную Европу.
Чернышевский (1828-1889) Природа человека находится не внутри индивида, а в его единстве с природными и социальными силами. История циклична. Она состоит из закономерных восходящих и нисходящих фаз развития в революциях нового времени. На историю влияют силы'зла', т.е. отрицательные качества людей на правящих постах.
К философскому направлению “Славянофилы” принадлежали:
И. В. Киреевский (1806- 1856) и А. С. Хомяков (1804-1860) Стремилисьобосновать необходимость особого пути развития России. Считали, что русскиемогут рассчитывать на прогресс, т.к. истинной религией является православие, аоснова общественной жизни это религия народа, определяющая характер егомышления.
В. С. Соловьев (1853-1900) Представил следующую картину мира:существует один божественный мир в трех главных сферах (субстанции,умственной чувственной), человек — акт божественного творения,проявление того, что уже есть.