Эссе на тему: Латон понимает красоту - пример выполненной работы
Красота понимается Платоном абсолютной взаимопронизанностью тела, души и ума, слиянностью идеи и материи, удовольствия и разумности, основанной на мере. Познание философ не отделяется от любви, а любовь – от красоты (это хорошо показано в его диалоге “Пир”). Таким образом, всё прекрасное видимо и слышимо, оно оживлено своей внутренней жизнью и содержит в себе тот или иной смысл. Подобная красота является источником жизни для всего живого.
Что касается идеи прекрасного “самого по себе”, рассмотрению которой в основном посвящён диалог Платона “Гиппий Больший”, то, видимо, правильнее будет связывать её с гармоничностью и пропорциональностью. “Гиппий больший” - диалог Платона, посвящённый идее прекрасного. Участниками диалога являются Сократ и софист Гиппий. Сократ пытается выяснить не что прекрасно, а что такое прекрасное само по себе, благодаря чему становятся прекрасными столь разнородные вещи как прекрасная девушка, прекрасная кобылица, прекрасная лира и прекрасный горшок. Сократ приходит к выводу, что прекрасное связано с реализацией вещи, ибо прекрасно то, что в наибольшей мере соответствует своему назначению.
В диалоге “Ион” Платон “с большой настойчивостью говорит о чистоте... (художественного) вдохновения, его оригинальности или несвязанности с какими-либо другими областями человеческого творчества. В целом проповедь чистоты художественного вдохновения в “Ионе” не есть иррационализм, наоборот, здесь закладывается основа для критики иррационализма…”.
Красоту платон напрямую относит к искусству. Но высшая платоновская “идея прекрасного” неисчерпаема и не может быть полностью сведена к тому, что уже освоено земными мастерами. Если учесть, что задачей художника (поэта-творца) является ведение человека к богу, к целостности, то идея прекрасного, формируемая исходя из гармоничного целого, должна, безусловно, как-то присутствовать в художественном произведении. Но при этом она не должна быть препятствием живой новизне творчества.
Иными словами, философ ищет абсолютно прекрасное; по его мнению, лишь идея, приобщаемая к конкретным вещам, украшает их, делает их прекрасными. Прекрасная идея противопоставляется Платоном чувственному миру, она находится вне времени и пространства, не изменяется. Поскольку красота носит сверхчувственный характер, то она постигается, по Платону, не чувствами, а разумом.
Платон родился в Афинах в 428-427 гг. до н.э. Его настоящее имя — Аристокл, Платон — псевдоним, которому он обязан своим мощным телом, также широкому лбу ('платос' по-гречески обозначает полноту, широту, просторность).
Сначала Платон был учеником Кратила-последователя Гераклита, позже — в возрасте 20 лет — Платон стал учеником Сократа. В 399 г. Сократ был осужден на смерть демократами и Платон решил держаться подальше от политики воинствующих невежд. Он отправился в Мегару вместе с другими учениками Сократа, где они были приняты Евклидом, но Платон там надолго не задержался. В 388 г., в свои 40 лет, он посетил Италию. По возвращению в Афины Платон основал Академию. В 367 г. он посетил Сицилию. В 360 г. Платон вернулся в Афины и не расставался с Академией до своей смерти (347 г. до н.э.).
Сочинения Платона (они могут быть сгруппированы по 9 тетралогиям):
1. Ефтифроп; Апология Сократа; Критом, Федон.
2. Кратил, Теэтет; Софист; Политик.
3. Парменид; Филей; Пир, Федр.
4. Алкивиад 1; Алкивиад 2; Гиппарх; Любовники (Соперники).
5. Феаг, Хармид, Лахет, Лисид.
6. Евтидем, Протагор, Горгий, Менон.
7. Гипий Меньший, Гиппий Больший, Ион, Менексен.
8. Клитофонт, Государство, Тимей, Критий.
9. Минос, Законы.Эпиномид, Письма.
Интерпретация и оценка этих сочинений породили целую серию сложных проблем, образовавшую так называемый 'платоновский вопрос'.