Эссе на тему: Ценовая дискриминация на рынке сотовых телефонов - пример выполненной работы
В настоящее время телекоммуникационная отрасль является наиболее быстроразвивающейся и быстрорастущей. Один из самых привлекательных сегментов телекоммуникационного рынка - это рынок мобильной связи, который активно развивается в России в последнее десятилетие. Эта область является популярной не безосновательно. Современное общество вряд ли можно представить без постоянного информационного обмена, который в наше время в большой степени осуществляется посредством мобильной связи.
Спрос на услуги мобильных операторов в России очень высок, а средний годовой доход компаний исчисляется в миллиардах рублей. Не удивительно, что рынок мобильной связи быстро заняли крупные операторы, которые освоились на нем, установили свои цены и редко допускают появление на рынке других, менее известных, компаний-конкурентов.
Возникает проблема олигополизации рынка мобильной связи. Это в некоторой степени притупляет стимулы к технологическому прогрессу, развитию телекоммуникаций, а главное - снижению цен. На рынке установлены высокие 'барьеры' для вхождения новых операторов. Игроками рынка являются крупные компании-олигополисты, вытесняющие конкурентов с рынка. Поэтому цены на сотовую связь в России остаются высокими.
На рынке мобильной связи России существует ценовая и неценовая конкуренция между крупнейшими компаниями, действующими на нем. В целях получения конкурентного преимущества в последние годы предприятия сотовой связи активно осуществляют строительство сетей третьего поколения, которые позволяют значительно улучшить качество связи. Также особое внимание уделяется внедрению новой технологии четвертого поколения - так называемого стандарта LTE, являющегося полноценной альтернативой всем существующим в настоящее время сетям передачи данных.
Кроме того, одним из основных факторов, влияющих на выбор абонентами оператора мобильной связи, является цена на услуги мобильной связи. В связи с этим компании-операторы большое внимание уделяют своим ценовым стратегиям и процессу ценообразования, так как это существенно влияет на их прибыльность и конкурентоспособность.
Ценовые стратегии, используемые мобильными операторами похожи между собой. Чаще всего одновременно осуществляется сразу несколько стратегий, заранее тщательно продуманных. Причем каждый оператор использует разные стратегии в зависимости от региона.
В настоящее время сотовая связь представляет большой общественный интерес. Рынок мобильной связи в России является относительно молодым и быстроразвивающимся. Ситуация, разворачивающаяся на рынке, постоянно меняется по мере его развития. Именно поэтому статьи, написанные по данной теме, быстро устаревают, а новые работы являются востребованными. Интерес представляет количественное исследование проблемы формирования цен на мобильную связь, а также стратегий, которых придерживаются участники рынка.
В работе используется принципиально новый подход к изучению ценообразования на услуги сотовой связи. Выявляется зависимость стоимости мобильной связи от среднего уровня заработной платы в регионе, спроса на услуги мобильной связи, уровня конкуренции на рынке, а не от прямых и косвенных затрат компаний-операторов и себестоимости услуг, как принято считать во многих исследованиях. Благодаря данному подходу можно сделать вывод не только о том, от чего зависит цена на мобильную связь, но также проследить, какие факторы могут повлиять на ее снижение.
Объектом исследования является рынок мобильной связи России. Предметом исследования являются ценовые стратегии, осуществляемые компаниями-операторами мобильной связи с учетом региональной дифференциации.
Целью работы является анализ ценовых стратегий мобильных операторов, а также выявление факторов, влияющих на установление цен на мобильную связь, проверка гипотезы о наличии на российском рынке ценовой дискриминации третьей степени.