Банковская система, являясь одним из главнейших звеньев рыночной экономики, оказывает большое, многостороннее влияние на жизнедеятельность всего общества в целом. Она не только выполняет функции межотраслевого и межрегионального перераспределения капитала, но и играет роль ключевого элемента расчетного и платежного механизма хозяйственной системы государства.
От состояния банковской системы значительным образом зависит стабильность национальной валюты, в том числе и ее курс по отношению к иностранным валютам, что имеет ключевое значение для суверенитета страны.
Для любого государства задачи обеспечения устойчивости национальной банковской системы играют роль стратегических задач и всегда актуальны, так как они составляют часть понятия «экономическая безопасность государства».
Российская банковская система, ее организационные формы и прочие характеристики прямо регулируются Конституцией Российской Федерации, Законами о банках и о Банке России (см. Приложение А), иными федеральными законами, и, кроме того - нормативными правовыми актами Банка России.
В связи с тем, что банковская система включена в число наиболее сложно устроенных социальных систем, она характеризуется присутствием в ней не только самих процессов управления, но также и способности к самоуправлению и самоорганизации - она способна в процессе функционирования трансформировать собственную структуру.
Банковская система, кроме того, является целенаправленной системой, так как всё её поведение направлено на достижение установленных целей. Банковская система включает в себя практически все нужные элементы в нужных пропорциях.
Банковская система является составной частью другой, более широкой финансово-кредитной системы, в которой она также взаимодействует с прочими элементами и выполняет свою характерную функцию.
В соответствии со ст. 2 Закона о банках российская банковская система включает в себя:
- Банк России;
- кредитные организации;
- филиалы и представительства банков иностранных государств.
Более полным является определение, приведенное в Российской Банковской энциклопедии. В ней понятие «банковская система» формулируется как совокупность составных частей, в роли которых выступают банки, банковская инфраструктура, банковское законодательство и банковский рынок.
Банковская инфраструктура как элемент банковской системы - это все те предприятия, организации и учреждения, работа которых непосредственно связана с обеспечением жизнедеятельности кредитных организаций и всей банковской системы в целом.
Немаловажный элементом банковской системы - банковский рынок. На нём концентрируются банковские ресурсы и производится торговля банковскими услугами.
Состав банковской системы не ограничен только теми организациями, которые непосредственно производят банковские операции. К её элементам также относятся органы, регулирующие или обслуживающие деятельность банковской системы и сами не обязательно совершающие банковские операции. Причём выдвигается только одно условие: этот орган должен представлять собой специализированный орган управления или обслуживания банковской системы. Основной функцией этого органа должно являться решение вопросов, непосредственно относящихся к деятельности данной системы.
В банковской системе Российской Федерации присутствуют связи двух типов:
- связи между однопорядковыми элементами системы;
- связи между Банком России и остальными элементами.
Связи первого типа отвечают за координацию элементов в системе, а связи второго типа представляют собой отношения субординации, в целом обеспечивающие целостность всей банковской системы.
В последние годы в связи с проводимой реструктуризацией банковской системы довольно широкое распространение получил термин «системообразующие банки». Употребляя этот термин, авторы редко раскрывают его содержание. При этом он используется в различных смысловых значениях. В связи с этим возникает постоянная необходимость самостоятельного раскрытия содержания данного термина опираясь на тот контекст, в котором он был применён.
Анализ этого часто употребляемого термина показывает, что словосочетание «системообразующие банки» в масс-медиа чаще всего (и абсолютно необоснованно) используется в следующих близких по смыслу значениях:
- как банки, обладающие высоким экономическим и социальным значением для страны в целом или для конкретного региона (субъекта Федерации);
- как банки, доля которых на рынке банковских услуг РФ или её субъекта является существенной;
- как крупные банки.
Рассмотренные способы трактовки термина «системообразующие банки» и подобные им нельзя считать верными с теоретической точки зрения. В случае, если банк определён как «системообразующий», то это должно означать, что без него банковская система не сможет существовать. Отсюда должно следовать, что данный банк в непременном порядке подлежит обеспечению какими-либо преференциями и льготами (к примеру, оказанию приоритетной финансовой помощи в случае проведения реструктуризации банковской системы). Подобный подход прямо противоречит позициям поощрения конкуренции и принципу недопущения монополизации на банковском рынке, а также не соответствует принципу равенства коммерческих банков, которые являются субъектами второго уровня банковской системы.
Во всех приведенных случаях понятию «системообразующий» банк наиболее полным образом соответствуют понятия «крупный» либо «социально-значимый» банк, тогда как системообразующим является только такой элемент банковской системы, без которого было бы принципиально невозможно её существование и развитие.
На основании рассмотренного понимания, все современные рыночные банковские системы располагают только одним видом системообразующих кредитных организаций - это центральные (эмиссионные) банки. Других банков, призванных обеспечивать существование и дальнейшее развитие банковской системы, не существует.
Таким образом, коммерческий банк, насколько крупным и «социально значимым» он бы ни считался, - это просто крупный коммерческий банк, который является однопорядковым по отношению к прочим (средним и мелким) банкам (в плане принадлежности к тому или иному уровню банковской системы) и равным им без каких бы то ни было исключений.
Особым положением в банковской системе обладают союзы и ассоциации кредитных организаций. В настоящее время они расположены на нижнем уровне данной системы и выступают в качестве важного компонента механизма ее самоуправления. Они не обладают властными полномочиями в отношении коммерческих банков - участников союзов и ассоциаций. К примеру, решения, принятые Ассоциацией Российских банков (АРБ) не носят обязательного характера для банковской системы Российской Федерации.
Таким образом, в нашей стране банковская система характеризуется в настоящее время двухуровневым построением и имеет следующий элементный состав:
1. первый (верхний) уровень представлен Банком России;
2. во второй (нижний) уровень входят все прочие элементы банковской системы:
- банковская инфраструктура;
- банковский рынок;
- коммерческие банки;
- небанковские кредитные организации;
- союзы и ассоциации кредитных организаций.
Банковская система страны не только контролируется и управляется государством как составной элемент рыночной экономики, но также действует в режиме самоуправления. При этом, в соответствии с положениями ч. 1 и 2 ст. 75 Конституции РФ; ст. 5 Закона о Банке России, в пределах собственных полномочий Банк России никак не зависит в своей деятельности ни от органов государственной власти, ни от органов местного самоуправления.
Законом предоставлено право на самоуправление не только самой банковской системе, но также и ее подсистемам. Органы государственной власти и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность кредитных организаций, касающейся принятия ими решений, которые связаны с проведением банковских операций. Только в предусмотренных законом случаях Банк России имеет право вмешаться в оперативную деятельность кредитных организаций (ст. 9 Закона о банках). Решение всех вопросов, так или иначе связанных с выполнением кредитной организацией банковских операций, является прерогативой управленческих структур данной организации.
Бесперебойная и эффективная деятельность государственных органов и учреждений, полноценное развитие государства в целом находятся в непосредственной зависимости от состояния банковской системы страны, от ее надежности и устойчивости. Без такой системы нельзя успешно реализовывать государственные экономические, социальные, политико-правовые, экологические и другие программы и проекты.
Понятие 'банковскоеправо' появилось вместе с объективными процессами, связанными с усложнениембанковской деятельности и правового регулирования данной группы общественныхотношений. До сих пор рассматриваемое понятие вызывает многочисленные споры поповоду сущности банковского права, его природы и места в системе права. Однако,несмотря на возникшую дискуссию, бесспорным является то, что банковскаядеятельность нуждается в повышенном внимании со стороны законодателя итеоретиков.
В настоящее время вРеспублике Беларусь, как и во всем мире, происходят существенные изменения,соотносимые с проблематикой банковского права, в частности:
— принципиальновозрастает роль безналичных расчетов, при этом используются новые формырасчетов;
— деньги, ценные бумагиеще больше отделяются от собственника, иного распоряжающегося или лица; они,как правило, не находятся в физической власти, что меняет характер рискавладения ими (риск кражи заменяется риском инфляции, банкротства);
— все более важнымистановятся 'будущие деньги' как для немедленного, так и для отложенногоиспользования.
Под влиянием этих идругих факторов формируются предпосылки становления банковского права. Ониохватывают как национальные системы законодательства, так и международнуюправовую среду и состоят в том, что:
1) повсеместноеразвитие банковского права неизбежно влечет за собой возникновение новогоправового механизма и языка, которым необходимо владеть (отсутствие – проигрышив спорах и непринятие в мировую банковско-финансовую систему);
2) потребностифинансово-денежного оборота ведут к дифференциации понятий, установлениюразличий, выделению критериев для более четких классификаций, разграничению иупорядочению правового знания, накоплению материала;
3) возникаютпотребности, основанные на конкуренции, в условиях которой не только и нестолько прибыль предопределяет успех банка. Банки стремятся также обеспечитьсравнительно большие:
а) безопасность инадежность вкладов, экономическую выгоду клиенту;
б) стабильность,экономический рост стране;
в) прозрачность своейдеятельности, ее подконтрольность обществу и клиенту.
Банки, адаптируясь к этимтребованиям, создают основанные на компромиссе правила игры, которыепреобразовываются в правовые нормы.
Для полной характеристикибанковского права, как отрасли права, необходимо рассмотреть предмет и методправового регулирования.
Предмет банковского правасоставляют общественные отношения, возникающие в процессе функционированиябанковской системы Республики Беларусь, государственного регулированиябанковской деятельности, а также осуществления банковских операций и совершениябанковских сделок.
Под методом банковскогоправа следует понимать совокупность юридических приемов, способов и средств, спомощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений, составляющихпредмет банковского права.
С учетом спецификипредмета регулирования банковского права, большинство авторов сходятся вомнении, что данной отрасли права присущ комплексный метод правовогорегулирования.
Комплексный методбанковского права объединяет в себе отдельные черты первичных методов –гражданско-правового и публично-правового, в силу чего он вторичен по отношениюк ним.
Характерными чертамиданного метода являются:
1) имущественнаясамостоятельность участников правоотношений;
2) применениепреимущественно способов косвенного (экономического) воздействия на участниковправоотношений;
3) сочетаниерегулирования соответствующих общественных отношений путем изданиянормативно-правового акта и заключения договора, имеющего гражданско-правовой характер;
4) наличие 'коридораавтономии воли' обязательных участников банковских правоотношений (государствоустанавливает определенные рамки, в пределах которых участники могут проявлятьнекоторую самостоятельность).
Относительно банковскогоправа в качестве дополнительных обоснований его как отрасли иногда называюттакже:
— наличие общественнойпотребности и государственного интереса в регулировании банковскихправоотношений (а, следовательно, существование специальных источников права);
— наличие специфическихпонятий и категорий;
— законодательноезакрепление принципов банковского права.